Подражая взрослым, предлагающим им некоторые графические образцы, дети начинают рисовать свои первые «шедевры». В основном на первых рисунках они изображают ленты, дорожки, солнышко, шарик, снеговика, цветочек, елку и тому подобное. Рисование небольшого количества предметов длится приблизительно до 5 лет. Потом ребенок при поддержке взрослых преодолевает привычные шаблоны и рисует все, что его интересует. Он начинает рисовать предметы, сюжетные картинки, обнаруживает готовность иллюстрировать книги и события из своей жизни. Пятилетние — шестилетние дети рисуют очень много и могут создать до 2 тысяч рисунков за год (больше, чем в прошлом и будущем). На рисунках изображается все, что происходит на земле, в воде и в воздухе. Дошкольник в этом возрасте изображает реальный мир, не забывая и про фантастических персонажей. После 6 лет поток рисунков уже не такой богатый, однако, как и раньше, очень содержательный.
По тематике рисунков детей можно условно разделить на реалистов (изображают предметы, природу, события повседневной жизни) и мечтателей (воссоздают свои несуществующие желания и мечты). Чем старше дети, тем чаще они изображают мечты и желания.
Но рисунки далеко не всех пятилетних — шестилетних детей приобретают разнообразие по темам и сюжетам. Дети, у которых плохо развивается интерес к окружающему миру, зацикливаются на определенных темах и рисуют лишь дома, деревья (цветы) и людей. Как правило, это является следствием недостаточного общего развития ребенка, необоснованного использования им стереотипных графических элементов. При систематическом художественном воспитании тематика детских рисунков значительно расширяется. Однако их содержание в основном не отдаляется от предложенных взрослыми мотивов. Тематику детских рисунков обусловливают такие факторы:
а) идентификация ребенка с определенным полом. Общую направленность на идентификацию отражают рисунки определенного содержания: мальчики особенно сенситивны к мужским ролям и рисуют стройки, города, корабли в море, автомобили, едущие по дороге, войну, драки. Девочки сенситивны к женским ролям и поэтому рисуют принцесс, цветы, сады, разнообразные орнаменты, детскую дружбу, мам на прогулках с дочками;
б) национальные традиции и культурные особенности страны. Такие рисунки являются результатом изобразительных стараний 5-летних и старших детей;
в) место проживания ребенка. Рисунки городских и деревенских детей часто отличаются по содержанию, что предопределено прежде всего их местожительством.
Часто объектами рисунков становятся родные ребенка. Если ребенок рисует семью, то изображает всех своих родственников. Тех, кого он особенно любит, прорисовывает тщательнее, остальных — схематически. В таких рисунках могут быть изображены желательные (которых нет в реальности) родственники: братики и сестренки, папа или мама.
Дети рисуют не только свою семью, но и семейную жизнь, которая волнует их. Рисуют они и себя. Их автопортреты часто отображают позитивное отношение к себе: на рисунке они одеты в желательную одежду, находятся в желательном месте, в желательных обстоятельствах. Если ребенок рисует себя в тяжелых ситуациях повседневной жизни или свои страшные сны, это является свидетельством его эмоционального неблагополучия. Иногда он может создать серию рисунков о своей реальной и мнимой жизни (чего нет, но что он хотел бы иметь).
Также дети всегда очень эмоционально реагируют на животных, что отображают в своих рисунках.
По рисункам детей видна их реакция на события жизни, известные им дела, заботы взрослых. Они свидетельствуют, что реакции детей адекватны социальному настроению и интересам взрослых, потому являются своеобразными документами эпохи.
Комментарии