У некоторых детей встречается проблема: они могут говорить, но их речь прерывистая. Дети не могут выражать свои мысли с помощью завершенных предложений: их слова и даже слоги «ломаются». Такие дети могут заикаться, или их речь может быть путанной.
Эти проблемы мешают общению ребенка и иногда могут вызывать у него неуверенность в себе. Однако их можно решить с помощью речевой терапии. Рассмотрим, в чем она заключается, и какие игры и занятия можно использовать дома для того, чтобы устранить у ребенка речевые проблемы.
Что такое речевая терапия
Речевая терапия – это метод, направленный на улучшение речи ребенка, его способности распознавать речь. Также она призвана устранить такие проблемы, как плохая артикуляция отдельных звуков, заикание, фонологичеcкие и голосовые расстройства.
Речевая терапия помогает ребенку лучше выражать себя через вербальный и невербальный язык. Основное внимание в ней уделяется:
правильной артикуляции и свободному произношению звуков, слов и предложений. Дети, у которых есть проблемы с речью, как правило, плохо выговаривают слова и не могут бегло разговаривать. Речевая терапия направлена на решение данной проблемы и помогает лучше выговаривать слова;
работе над громкостью речи. Часто дети с нарушениями речи говорят или слишком тихо, или слишком громко. Речевая терапия направлена на то, чтобы научить ребенка лучше выговаривать слова и регулировать громкость речи;
выразительности речи, которая достигается с помощью иллюстраций, знаков и букв. Детям, которые страдают от нарушений речи, бывает трудно общаться не только устно, но и письменно. Им бывает трудно правильно употреблять грамматические конструкции, правильно составлять предложения и описывать ситуации. Речевая терапия направлена на то, чтобы научить ребенка этому.
Часто бывает так, что дети разговаривают неохотно или делают паузы во время разговора. Родителям бывает трудно понять, о чем они говорят. Но это еще не означает, что ребенку нужна речевая терапия.
Как узнать, нужна ли ребенку речевая терапия
Прежде чем обращаться к логопеду, стоит понять, существуют ли у ребенка реальные проблемы с речью. Рассмотрим несколько критериев, которые помогут в этом разобраться.
1. Речевая терапия необходима, если:
людям трудно понять, что говорит ребенок, поскольку его речь неразборчива;
ребенку трудно произносить слова или выражать с помощью слов свои мысли;
ребенок заикается: повторяет звуки или слоги или произносит какой-либо звук слишком долго:
ребенок может произнести только одно-два простых слова (например, мама, папа и т. д.) и не может говорить предложениями из трех и более слов;
ребенок не развивает такие социальные навыки, как дружба и общение со сверстниками. Он не может заговорить с другими детьми, поиграть с ними или взаимодействовать каким-либо другим образом.
2. У вашего ребенка может быть хорошее произношение или он может рано научиться читать. Однако ему может понадобиться речевая терапия для того, чтобы научиться правильно использовать речь в разных социальных ситуацях: заговорить с кем-то, завести друзей или попросить о чем-то другого человека.
3. Ребенку может понадобиться речевая терапия из-за инвалидности или таких заболеваний, как аутизм или нарушения слуха, поскольку они влияют на способность ребенка к общению.
Если вы столкнулись с одним из указанных случаев, проконсультируйтесь с логопедом. Как правило, логопеды работают с детьми, начиная с самого раннего возраста и на протяжении школьных лет.
Существуют упражнения, которые можно выполнять вместе с ребенком дома в дополнение к занятиям с логопедом.
Если развитие речи у ребенка происходит с задержками, прежде всего следует убедиться, что у него нормально развит слух. Родители должны обращать внимание на то, реагирует ли ребенок на громкие звуки, поворачивается ли он к источнику звука, когда включают телевизор и т. д.
Советы родителям о том, как развить речь ребенка в домашних условиях
Главная рекомендация – избегать негативных комментариев по поводу того, как ребенок разговаривает. Если он заикается – не давите на него. Вместо этого следуйте таким советам:
1. Поощряйте ребенка говорить. Задавайте ему вопросы, которые заставят его размышлять. Задавая вопросы, требующие подробного ответа, вы мотивируете его лучше выражать свои мысли.
2. Внимательно слушайте ребенка. Дослушивайте его до конца, даже если он говорит медленно и с паузами. Когда ребенок видит, что вы его слушаете, он обретает уверенность в себе и разговаривает свободнее.
3. Попробуйте сделать такое упражнение: соберите в круг ребенка, его братьев, сестер или друзей. Скажите шепотом ребенку какую-либо фразу, затем он так же должен передать ее дальше по кругу. Последний ребенок в кругу должен озвучить фразу (в идеале – ту же, что вы сказали первому ребенку).
4. Мотивируйте ребенка читать. Купите ему несколько интересных книг и попросите читать их вслух. Просите ребенка перечитывать отрывки несколько раз. Это способствует развитию у ребенка разговорной речи и языковых навыков.
5. Оцените уровень развития ребенка. Посмотрите, в каких сферах развития у него возникают задержки. Это поможет вам понять, возникли ли проблемы с речью сами по себе или связаны с другими проблемами развития. Вы можете сравнить показатели развития ребенка с типичными показателями для данного возраста.
6. Сконцентрируйтесь на определенных сферах. Выберите конкретные сферы, которые вы хотите исправить. Сосредоточьтесь на достижении показателей, которыми обычно обладают дети данного возраста.
Комментарии