Вам не кажется, что школьный звонок осенью и весной звенит по-разному? Весной он поет про школьные каникулы, отдых у бабушки в деревне, интересные путешествия, турпоходы с друзьями. Осенью же настойчиво и одновременно с оптимизмом напоминает о том, что пора приступать к работе. Впереди — новые предметы, требовательные учителя, общение с друзьями. Не для всех школьников 1 сентября является радостным днем.
Некоторые боятся не оправдать ожидания родителей и учителей, кто щемяще в сердце не любит пение или химию. Одним тяжело рано просыпаться, а другим — поддерживать хорошие отношения с одноклассниками. И все эти большие и маленькие проблемы мы, родители, переживаем вместе с нашими детьми.
Каникулы тоже когда-то заканчиваются
Ваш ребенок за время каникул уже привык часами носиться с друзьями во дворе, вволю смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, спать допоздна. Но уже совсем скоро он попадет в строгие рамки школьного режима. Лучше, чтобы этот переход был постепенным: за 2-3 недели до сентября начинайте будить его раньше, приучайте к стабильному распорядку.
Когда начнется учебный год, помогите организовать время дочери или сына так, чтобы оставалось место и для отдыха: прогулок на свежем воздухе, таких уже привычных встреч с друзьями, и даже просто ничегонеделание. Старайтесь в первые учебные дни избегать критики и замечаний в адрес вашего школьника и постарайтесь уделять ему внимание.
Родители, дети, школа
Отношение детей к школе и обучение зависит не столько от учебного заведения, сколько от семьи. Особенно это касается семей первоклассников. Хорошо, если еще летом вы приедете с будущим первоклассником в школу, его будущего класса, чтобы своими глазами увидеть парты, школьную доску, ученические принадлежности. Обычно такая экскурсия очень нравится детям. Вместе купите портфель, позвольте ребенку самостоятельно выбрать обложки для учебников, тетради, дневник, пенал и т.д.. Вместе обустройте рабочее место школьника.
Если в семье есть «первоклассник», одному из родителей целесообразно было бы пойти в сентябре в отпуск. В этот период ребенку еще сложно усвоить писаные и неписаные школьные правила, высидеть уроки и даже запомнить, что лежит в его собственном портфеле. Поэтому дом для нее должен стать островком стабильности, где ее всегда выслушают и помогут справиться с первыми школьными трудностями.
Стоит с первых дней выработать некий ритуал: утром идем в школу, обсуждая дорогой важны для школьника дела, вовремя забираем его из школы, вместе обедаем, обсуждая школьные новости, обязательно гуляем, вечером готовим уроки. Самый удобный вариант порядка выполнения домашних заданий для младших школьников такой:
Чтение — выполнение заданий по этому предмету поможет ребенку включиться в работу, готовя его к письменному заданию; Писание; Математика; Более легкие предметы.
Но если ребенок хочет сначала сделать домашнее задание по какомуто другому предмету, то стоит пойти ему навстречу. Выполнение заданий из любимого интересного предмета придаст ребенку уверенности в своих силах, чувство успеха и он с удовольствием возьмется за остальные уроки.
Как поладить с учителем?
Отношения учеников с учителем иногда напоминают головоломку, части которой не всегда подходят друг к другу. Если ваш ребенок учится в средних или старших классах, где преподает около десятка учителей, то это проблема, которую ребенок может попробовать преодолеть самостоятельно. Надо только объяснить ему, что в жизни рядом с нами могут оказаться люди, которые нам не всегда понятны. Они могут не нравиться нам, а мы, к сожалению, им. Это надо принять и стараться быть любезными с ними.
Навыки бесконфликтного решения спорных ситуаций пригодятся во взрослой жизни. И приобрести их можно только в процессе общения с такими людьми (в нашем случае — с «недружественными» учителями). Плохо, если ребенок избегает этого. Главное — чтобы он делал правильные выводы из конфликтных ситуаций и не скрывал в себе злость или обиду. Каждый конфликт — это благо, если мы делаем из него правильные выводы.
Что же делать, если проблема несовместимости возникла в начальной школе, где всего один учитель, а впереди несколько лет ежедневного общения. Возможно, стоит подумать о том, чтобы перевести ребенка в другой класс. Но делать это следует только в том случае, если уверены в необходимости этого шага. Ведь ситуация может повторяться, если, например, ребенок просто не может найти общий язык с любым требовательным (по его мнению) учителем. Выслушайте позицию учителя и вашего школьника, а потом уже принимайте окончательное решение.
Двойка за поведение
Что делать, если ребенок пытается завоевать расположение класса, нарушая при этом дисциплину? В таком случае ей может помочь учитель, классный руководитель. Помочь достичь успехов в социально одобряемых поступках, направить его энергию в позитивное русло. Например, ребенок может помочь учителю в организации классного вечера, викторины, стать ответственным за сбор макулатуры и тому подобное.
Вместе с родителями подросток может стать организатором загородной прогулки для себя и своих школьных друзей. Родители могут помочь найти такое занятие (кружок, спортивная секция, первые попытки самостоятельного творчества), которое заинтересует ребенка, повысит его самооценку и вызовет одобрение среди одноклассников.
Очень часто гиперактивные дети, пытаясь привлечь к себе внимание учителей и одноклассников, начинают играть роль «классного шута ». Родителям нужно дать такому ребенку возможность реализовать эту потребность в домашнем кругу, среди родных и близких людей.
Школьные годы вызывают у нас самые лучшие воспоминания. С добрыми чувствами и улыбкой будут вспоминать школу и наши дети. Чтобы произошло именно так, нужно лишь оказать им немного помощи сейчас.
Комментарии