Думая о том, стоит ли тратить время и силы на укладывание беспокойного малыша, родители должны четко сознавать, что если нет нормального сна, то не будет и нормального бодрствования. Ребенок, который не спит как положено, не способен правильно воспринимать информацию. Здоровые установки, касающиеся сна, нужны с самого рождения.
Ребенок плохо спит. Что могу сделать родители?
Почему дети стали спать хуже
Среди родителей бытует мнение, что маленький человек сам знает, когда ему нужно заснуть и сколько проспать. В отношении еды действительно можно положиться на естественное чувство голода у ребенка. Даже новорожденный в состоянии продемонстрировать, что он хочет есть. А вот со сном дело обстоит сложнее.
В последние полтора-два столетия педиатры и семейные врачи все чаще констатируют расстройства сна у маленьких детей. О причинах можно рассуждать долго. Не последнюю роль играет образ жизни современных горожан. Кормящая женщина часто вовлечена в круговорот разнообразных забот и впечатлений. Спокойствия и размеренности явно недостает.
В квартирах полно бытовой техники, которая отрицательно влияет на самочувствие. Даже взрослому человеку подчас сложно заснуть в одной комнате с работающим компьютером. Что уж говорить о малыше, который не может словами выразить причину своего перевозбуждения.
Суточные ритмы городского человека далеки от естественных. Мы любим поздно ложиться и спать подольше, если есть такая возможность. А детям гораздо удобнее вставать и ложиться вместе с солнышком. Кроме того, взрослые допускают ошибки, которые отрицательно сказываются на детском сне.
Плачет и не спит: что делать?
Важно учитывать физиологические особенности сна, обусловленные возрастом. В первые десять месяцев жизни ребенок может спать по двадцать — сорок минут, и это не считается заболеванием при условии, что ночной сон не прерывается так же часто.
Феномен двадцатиминутного сна отравил жизнь многим родителям. Вот вы долго укладывали малыша, и наконец он заснул. Потом отнесли его в кровать, а сами попытались вернуться к долгожданному чаю или недожаренной картошке. И только вы начали что-то делать, как из детской послышался писк. Ребенок проснулся. Кажется, что он выспался, но совсем скоро закапризничал. Сразу видно — недоспал. Если такое происходит изо дня в день, это ненормально.
Мы уже говорили о том, что процесс возбуждения у детей преобладает над торможением. Так называемый корковый контроль возбуждения формируется только к трем с половиной годам. На практике это означает, что малышу гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться. Именно поэтому маленькие дети так часто плачут, кричат.
Современные женщины воспринимают детские крики и слезы чуть ли не как признак педагогического провала — а наши предки относились к этому гораздо спокойнее. Собаки лают, кошки мяукают, а дети плачут. Плачущего и не спящего ребенка умели успокоить. Для этого существовали колыбельные, потешки, пестушки.
Усталость или перевозбуждение?
В силу характерологических особенностей только 10–15% детей до четырех лет в состоянии оценить степень своего перевозбуждения и правильно на него отреагировать. Перевозбуждение и крайняя усталость внезапно овладевают малышом. Одно мгновение, и он уже не может контролировать себя, принимается хныкать, кричать или скакать. Умение замечать признаки надвигающейся усталости — весьма сложный педагогический навык. Не все взрослые могут им похвастаться.
Для того чтобы спокойно заснуть, нужна хорошая усталость, а не перевозбуждение. Особенно в осенне-зимний период дети не могут заснуть просто потому, что не израсходовали свои физические силы — иными словами, не нагулялись. Усталость, которую дают телевизор, компьютер и беготня по квартире, недостаточна для того, чтобы крепко заснуть. Хорошая усталость — это усталость ребенка, который два с половиной часа погулял в парке, и не в коляске, а, скажем, на самокате. Он бегал, прыгал, он дышал воздухом, он общался с другими детьми, он как бы потратил силы и от этого устал.
Одна из главных задач родителей — следить за степенью возбуждения ребенка, которая должна быть оптимальной, не большой и не маленькой. Малыш не должен скучать. Но впечатлений всех модальностей (зрительных, слуховых, двигательных, социальных) не должно быть слишком много.
Сложность заключается в том, что объем впечатлений, необходимый каждому ребенку, индивидуален. Взрослый обязан научиться чувствовать своего малыша. Без слов понимать, когда пора сделать перерыв. Ведь до четырех-пяти лет ребенок не может дать словесный отчет о своем состоянии, его настроение — это крылатые качели эмоций. К сожалению, часто родители не успевают заметить и загасить начинающееся перевозбуждение.
Как правило, внимательный родитель может четко сказать, что меняется в поведении его шалуна, когда тот устал, перевозбудился или собирается заплакать. Кто-то начинает часто и громко смеяться, кто-то становится плаксивым или резко двигается, задевая углы и падая. У кого-то меняется тембр голоса и темп речи. Эти изменения нужно хорошо знать и вовремя учитывать, пока ребенок не стал неуправляемым.
Учтите, что перевозбуждение может войти у малыша в привычку. Поэтому важно не сердиться и не расстраиваться всякий раз, когда он устраивает истерику перед засыпанием или плохо себя ведет. Надо проявлять терпимость и отдавать себе отчет в том, что быть родителем маленького ребенка — каждодневная творческая работа, и успех никто не гарантирует.
Комментарии