Большинство детей старше 3 лет ходят в детский сад. А что делать «несадовским» малышам — стоит ли учить их общаться? О том, как создать круг общения для ребенка старше полутора лет и мамы, сидящей с ним дома, рассказывает Екатерина Бурмистрова — семейный психолог и мама 11 детей.
Как формировать круг общения ребенка
Дошкольное детство — утро жизни, время очень яркого восприятия. Но ребенок еще не оброс психологическими защитами и чутко реагирует на то, что происходит вокруг него.
Для ребенка другие дети — другие планеты. Они начинают вызывать у него интерес где-то между тремя и четырьмя годами. И ребенку стоит идти в детский сад именно тогда, когда у него появился интерес к другим детям. Если малыш не ходит в детский сад, у него все равно должно быть общение со сверстниками. Ведь для него другие дети — возможность очень многому научиться и получить много новых впечатлений.
В целом считается, что именно в дошкольном детстве, от трех до семи лет оттачивается большинство инструментов социального взаимодействия. Потом в школе, во время подросткового периода они только дорабатываются.
Рядом, но не вместе
Иногда мы можем наблюдать очень интересную стадию развития социальных способностей детей между двумя и тремя с половиной годами: дети играют не вместе, а друг около друга. Они еще разговаривают монологами, а не диалогами. Это предстадия общения. Ребенку нужны друзья, чтобы пока играть не вместе, а рядом и смотреть на то, как ведут себя другие дети. Особенно это важно для единственных детей в семье, которые в основном общаются только со взрослыми.
Очень важно, чтобы в круг общения ребенка примерно с полутора-двух лет начинали входить другие дети. Это период, когда играть вместе еще невозможно, но можно выучить, как зовут мальчиков и девочек, которых ребенок встречает на детской площадке, возможно, научиться их узнавать, возможно, научиться здороваться.
Очень важно для ребенка в этом возрасте научиться сдерживать какие-то агрессивные всплески.
Учим дружить
Родители, которые не испытывали проблем с дружбой и общением в детстве, могут очень удивляться, услышав, что детей нужно учить дружить. Как это — учить общаться, играть с другими детьми?
Мы живем в такой специфической среде, когда почти все семьи — малодетные, когда очень обеднены родственные связи, когда круг общения семьи не включает детей — ровесников их ребенка. И если ребенок растет единственным среди большого круга взрослых, он может не уметь общаться с другими детьми: он ориентирован на взрослых.
Теоретически научить ребенка общаться и играть со сверстниками нельзя, это возможно сделать лишь на практике. Если ребенок не ходит в детский сад, то нужно гулять с ним, и обязательно в постоянной компании, начиная с полутора-двух лет. Даже если в семье двое детей. Для того чтобы научиться общаться, нужна почти каждодневная практика. У детей новые умения и навыки приходят медленно, но без соответствующей регулярной тренировки отпадают быстро.
После трех лет найти на площадках сверстников сложнее: многие уже ходят в детский сад. Выход в больших городах — искать большие парки, большие игровые площадки, на которых во второй половине дня все-таки можно найти ровесников. Но делать это нужно обязательно! Нельзя оставлять ребенка старше трех лет без практики общения.
Сколько должно быть друзей?
Этим вопросом часто озадачиваются родители. Иногда их тревожит, что у ребенка слишком мало друзей. Даже в возрасте трех лет и, тем более, постарше можно наблюдать определенную типологию: есть «камерные» дети, склонные к общению в очень небольшом кругу. Из всего окружения они выделяют одного, может быть, двух детей и с ними общаются. Для четырех-пятилетки вообще достаточно, если он выделяет одного человека и играет с ним.
Но есть и дети «лидеры», «коммуникаторы», которые своих знакомых исчисляют десятками и любят поименно перечислять их. Называя своими друзьями даже тех, кого они видели всего один раз, например, в самолете.
Предпочтения детей со временем могут измениться, но не за короткий промежуток времени. Например, «камерный» в три-четыре года ребенок в десять лет может стать очень общительным и лидерски настроенным человеком.
В любом случае родителям лучше принять те предпочтения в дружбе, которые есть у ребенка. Если родители начнут игнорировать типологию ребенка, пытаться перестроить ее, это будет источником стресса для всех.
Формируем круг общения
В больших городах круг общения для детей, которые не ходят в детский сад, не возникает сам собой. Так же, как он не возникает сам по себе у мам, которые сидят с ребенком в декретном отпуске.
Необходимо прилагать определенные усилия, чтобы у ребенка сформировался круг общения. Это могут быть небольшие коммуникативные усилия: найти кого-то из взрослых, родителей сверстников ребенка, кто бы был вам интересен по образу жизни, по образу мыслей.
Нередко женщина, которая рожает ребенка, выпадает из своего социального круга. Очень здорово, если возникают родительские сообщества, родительские компании — мам, которые гуляют с колясками или водят детей на занятия, и так далее. Из такого общения может сложиться круг потенциальных друзей ребенка.
Очень хорошо, когда родители детей, которые становятся друзьями ребенка, вам знакомы. Потому что если ребенок начинает общаться, возможны различные эксцессы, и проще их переносить с дружественно настроенными к вам и к ребенку людьми.
Про социальный интеллект
При общении с другими детьми развивается социальный интеллект. Это умение правильно распознавать, считывать, расшифровывать слова и действия другого человека, и ребенка, и взрослого. Очень часто агрессия у детей друг к другу появляется тогда, когда один ребенок правильно не считывает действия другого. Например, один малыш подошел к другому и очень сильно обнял его. Он не хотел плохого, надеялся подружиться, но тот неправильно понял, принял за агрессию и оттолкнул.
Умение расшифровывать многофигурные комбинации в общении должно появиться у ребенка к четырем-пяти годам. Почему тебя не взяли в игру? С кем нужно побольше подружиться, чтобы тебя все-таки взяли в эту игру?
Комментарии