В этой статье речь пойдет об оптимизме и мотивации, присущих каждому человеку от рождения, то есть о тех качествах, которые помогают детям учиться и развиваться, и о том, как родители могут воспитывать и развивать их у своих сыновей и дочерей.
Вы когда-нибудь задавались вопросом, на каком основании:
Годовалый малыш верит в то, что если он будет продолжать издавать звуки, родители, в конце концов, поймут, что он пытается им сообщить?
Трехлетний ребенок считает, что если он будет продолжать писать каракули, когда-нибудь люди поймут, что именно он хочет написать?
Четырехлетний ребенок знает, что если он будет долго рассматривать слова на странице, то в один прекрасный день научится читать?
Такое поведение объясняется понятием «инстинктивного оптимизма», одним из двух ранних важнейших факторов, способствующих успешному обучению ребенка. Со своим врожденным оптимизмом малыш способен сохранять уверенность в том, что, независимо от сложности проблем, с которыми ему приходится сталкиваться, настойчивость в конечном итоге поможет ему добиться успеха. Инстинктивный оптимизм – это качество, которое на генетическом уровне развито у людей и является двигателем, ежедневно побуждающим детей искать понимание и осваивать окружающий мир. Все дети приходят в мир с инстинктивным оптимизмом в той или иной степени в зависимости от их темперамента.
Детская любознательность, движимая инстинктивным оптимизмом, – это лучшее вознаграждение или подкрепление, необходимое им для вовлечения в новый вид деятельности. Такое внутреннее стремление известно как внутренняя мотивация – второй важнейший фактор успешного обучения. Маленькие дети занимаются какой-либо деятельностью не потому, что они мотивированы со стороны, а потому, что просто получают удовольствие от своих занятий.
Поддержка у учеников мотивации и оптимизма в школе
Большинство детей охотно посещают школу. Для них школа – просто еще одна задача на данном этапе развития, которую они считают посильной благодаря инстинктивному оптимизму и в которую вовлекаются благодаря внутренней мотивации. Тем не менее очень скоро ученики начинают понимать, что их судят и оценивают в конкурентной атмосфере, и, независимо от того, насколько хорошо они учатся, детям постоянно напоминают, что им есть к чему стремиться. Наша система образования часто обусловлена обещанием награды, угрозой наказания или конкурентным вызовом. Такие внешние мотиваторы могут быть эффективными и благонамеренными, однако они мешают развитию внутренней мотивации ребенка. Внутренняя мотивация – учеба в школе из чистого удовольствия – скоро заменяется обещанием внешних вознаграждений, и внутренний энтузиазм ребенка обучаться подавляется.
Когда у детей появляются образовательные, эмоциональные, поведенческие, социальные, академические или другие проблемы развития, они начинают испытывать трудности в школе. Тем не менее даже те дети, которые сталкиваются с проблемами, рождаются с инстинктивным оптимизмом и внутренней мотивацией. К сожалению, наша система образования считает, что ученикам, испытывающим трудности при обучении, требуется более высокий уровень внешней мотивации для сохранения сосредоточенности на школьных заданиях. Однако именно эти дети больше всех нуждаются в развитии и подкреплении внутренней мотивации. Это не значит, что оценки, награды, наказания или конкуренцию нужно исключить из системы образования, просто необходимо поддерживать баланс между использованием внешних вознаграждений и подкреплением внутренней мотивации. Внутренняя мотивация приводит к самоподкреплению, что, по мнению специалистов, является основой успеха в обучении, даже более важным качеством, чем интеллект, способности и потенциал.
Когда ребенку не хватает инстинктивного оптимизма и внутренней мотивации, мы должны помочь ему обрести тот опыт, который будет способствовать дальнейшему развитию этих качеств. Очевидно, что такой ребенок склонен рассматривать свои ошибки как неудачи, избегать образовательных трудностей, развивая беспомощное или безнадежное отношение к школе. Вполне логично думать, что предложение внешнего вознаграждения будет мотивировать его решать трудные задачи, но оно может ослабить его природную мотивацию.
Исследовательские и жизненные стратегии помощи детям в развитии оптимизма и мотивации
Существует много способов, чтобы укрепить врожденную мотивацию и оптимизм ребенка. Эти методы основаны, в том числе, на исследованиях ученых в области психологической устойчивости и мотивации. При этом ученые не ставили перед собой вопрос «Как одни люди могут мотивировать других людей?». Они задавались вопросом «Как одни люди могут создать такие условия, в которых другие люди смогут мотивировать себя сами?». Это важное различие, которое смещает акцент с мотивации, основанной на внешних наградах и наказаниях, на внутреннюю мотивацию (т. е. мотивацию, основанную на аутентичности, ответственности и возможности выбора). Ученые предполагают, что внутренняя мотивация лучше всего развивается в условиях, удовлетворяющих наиболее значимые потребности людей. Они выделяют три таких потребности:
Потребность в чувстве принадлежности и связи.
Потребность в автономии и самоопределении.
Потребность в чувстве собственной компетентности.
Родителям очень важно учитывать эти потребности и создавать условия, которые будут способствовать развитию у детей мотивации и надежды.
Давайте рассмотрим перечисленные потребности немного пристальнее:
Потребность в чувстве принадлежности и связи
Дети и подростки становятся гораздо более внутренне мотивированными в условиях, в которых чувствуют, что взрослые им рады и проявляют о них заботу и беспокойство. Эта потребность очень важна в школе, что подтверждается часто цитируемым утверждением: «Людям все равно, сколько вы знаете, до тех пор, пока они не узнают, насколько вам не все равно».
Специалисты рекомендуют родителям регулярно уделять особое время наедине с каждым из своих детей. Посвящайте его исключительно вашему ребенку и избавьтесь от любых отвлекающих или мешающих факторов. Когда ребенок чувствует, что вы дарите ему свое безраздельное внимание и безусловную любовь, он охотнее идет на сотрудничество и становится мотивированным.
Потребность в автономии и самоопределении
В основе теории мотивации лежит концепция собственности и права на самоопределение. Если наша цель состоит в том, чтобы создать условия, в которых дети смогут стать целеустремленными, то мы должны постараться дать им понять, что мы их слышим и уважаем их мнение, что они контролируют то, что происходит в их жизни. Если молодым людям постоянно говорят, что́ они должны делать, и при этом они чувствуют, что взрослые управляют их жизнью, они с меньшим воодушевлением и мотивацией будут браться за решение конкретных задач. Во всяком случае, они будут более мотивированными избегать или противостоять желаниям других людей, что зачастую приводит к противоборству, отказу от сотрудничества и гневу.
Внутренняя мотивация подпитывается тогда, когда взрослые различают и уважают усилия детей и подростков. Важно также, чтобы родители давали детям возможность укреплять навыки решения проблем и принятия решений. Даже предлагая детям возможность делать выбор в мелочах, вы повышаете их целеустремленность. В одной из школ учителя дали ученикам право выбирать, какие задачи они хотят решать в качестве домашней работы. Например, если на странице было восемь математических задач, учителя говорили детям: «Право выбора за вами. Вы должны рассмотреть все восемь задач, но решить нужно только шесть из них – те, которые, по вашему мнению, лучше помогут вам закрепить пройденный материал». В результате учителя отметили, как сильно выросло качество выполнения домашних заданий после предоставления ученикам определенной возможности выбора.
Комментарии