Обычно ребенок начинает отчетливо произносить первые слова в возрасте между 9 и 18 месяцами. Этому предшествует множество разных «ба-ба-ба» и других неопределенных звуков. Затем к словам «папа» и «мама» быстро добавляются новые, так что к 2—3 годам ребенок овладевает уже вполне приличным словарем. Скорость освоения речи у всех детей настолько разная, что иной раз можно встретить ребенка, который в 3 года совсем не умеет говорить. Это, конечно, тревожит родителей, но утешиться можно тем, что дети, у кого развитие речи запоздало к 4 годам, в 5 и 6 лет уже никак не будут проявлять признаки отставания. Очень многое влияет на развитие речи детей, а они между тем всегда умеют сразу схватывать то, что доступно их пониманию.
В случае ЗАМЕДЛЕННОГО развития речи важно, однако, выявить симптомы возрастающей неспособности ребенка различать предметы по их названиям. За редким исключением, первенец обычно начинает говорить раньше, а девочки, как правило, опережают мальчиков. Все признают, что дети учатся говорить, подражая взрослым. Как представители рода человеческого, они уже рождены со способностями к речи. Хотя подобная физическая способность и развивается в первые годы жизни, характер этого развития зависит от того, какие у детей имеются возможности для подражания. Чем больше звуков мы будем издавать в их присутствии, тем скорее они научатся говорить. Это значит, что разговаривать с детьми нужно медленно, спокойно и ласково, часто называя разные предметы, повторяя слова. Примерно с 9 месяцев уже нужно как можно чаще называть вещи, когда ребенок смотрит на них или показывает. Вместо того чтобы просто подать ему какую-то вещь в ответ на его жест, лучше поговорим с ним: «Хочешь куклу? Какая красивая кукла! Это кукла. Попробуй сказать «кукла». А может, хочешь палочку? Палочку. Это палочка». Если ребенок пытается произнести главное слово, наградим его улыбкой, объятием, дадим то, что он просил, и повторим название еще раз. Так, с помощью ласки, мы поможем малышу зафиксировать значение слова: внушим ему, что всегда лучше называть вещь, чем показывать на нее пальцем.
Уже в первые девять или двенадцать месяцев жизни ребенка, раньше, чем он способен запоминать названия предметов, которые мы кладем перед ним, можно вести простые разговоры, повторяя вместе с ним те слоги, которые он произносит. Когда же он начнет повторять наши слова, не будем забывать, что он подражает нашему языку, и поэтому не будем употреблять «детскую» лексику, даже если она нам нравится. Лучше радоваться своеобразному языку ребенка про себя. Но необходимо постоянно заставлять его подражать нашей речи, чтобы и другие могли понимать ее. Ведь слово — один из главных способов общения человека с миром.
Другое важное обстоятельство, о котором нельзя забывать,— большая трудность в освоении ребенком языка. Вспомните, например, как мы себя чувствуем после изучения краткого курса какого-нибудь иностранного языка, столкнувшись с теми, кто говорит на этом языке с детства. Нам всегда кажется, будто они произносят слова слишком быстро, а сами мы от этого словно утрачиваем даже те знания, какие были у нас. Примерно то же самое происходит и с детьми, разве что им еще труднее, поскольку у них вообще нет никакого словарного запаса, на который можно было бы опереться. Вообще мы очень мало обращаем на это внимания, пока дети маленькие, а потом — на 3-м году их жизни — легко допускаем ошибку, когда говорим с ними слишком быстро, либо все время назойливо поправляем их, или же, теряя терпение, заканчиваем за них начатую фразу. Нет нужды объяснять, что это лишь тормозит развитие речи у ребенка. Нетрудно понять также, что никак нельзя ожидать от малыша, чтобы он говорил так же быстро, как мы. Мы ведь не рассчитываем, что он может ходить так же быстро, как мы, так же ловко ловить мяч, так же легко одеваться и раздеваться. Иными словами, это мы должны приспосабливаться к его шагу, а не он к нашему.
Не стоит слишком педантично исправлять произношение ребенка. Если мы станем делать это каждый раз, когда он что-то говорит нам, то отобьем у него всякое желание разговаривать со взрослыми. Если же действительно необходимо поправить его, сделаем — повторим громко, как бы размышляя вслух, то, что он сказал, но произнесем слова правильно. Тогда ребенок легко освоит верное произношение и поймет, что нас интересует не только то, ЧТО он говорит, но и КАК он произносит слова.
Наконец, развитие речи нашего ребенка очень во многом зависит от характера наших с ним взаимоотношений и его связей с другими детьми. Если нам не о чем с ним разговаривать, то дома он научится немногому. И все же мы как можно чаще должны говорить со своими детьми. А ведь порой мы с огорчением замечаем, что за целый день ни разу по-настоящему не побеседовали с малышом. Конечно, мы обменивались какими-то короткими фразами по поводу того, что нужно или не нужно делать, но это было жалкое подобие разговора. Если мы не знаем интересов нашего ребенка и не разделяем их, нам становится все труднее общаться с ним, а он должен любить нас, питать к нам доверие и понимать, что мы рады поговорить с ним о его успехах или рассказать о своих. Об этом никогда не следует забывать. То же самое происходит и при общении ребенка с другими детьми. Если им нравится играть вместе, у них найдется уйма тем для разговоров. Короче, развитие речи ребенка во многом зависит от его общего психологического развития.
Комментарии