ВСЕГДА СЛУШАЮЩИЙ
Если вы привлечете внимание вашего 6-месячного малыша и подчеркнуто отведете глаза на какой-нибудь предмет, ребенок последует за движением ваших глаз и, в свою очередь, посмотрит на предмет. Это выраженная форма общения, которую психологи называют «разделенное», или совместное, внимание. Также, если вы играете с ребенком, вы неосознанно учите его элементарным понятиям языка. Например, если протягиваете ему мяч, вы неустанно повторяете слово «мяч», который малыш ассоциирует с предметом, еще не умея говорить. Он отбрасывает мяч, и между вами начинает игра. Так ребенок узнает о понятии «очередь говорить» и в какой-то степени понимает, что каждому нужно ждать своей очереди.
К 8‒10 месяцам произнесенные малышом гласные будут четко выражать, что ребенок требует предмет или хочет его отдать. В течение этого первого важного года ребенок, может быть, не произнесет своего первого слова, но он уже создал все необходимые предварительные условия для становления речи. Поэтому этот период развития специалисты называют «доречевым».
ОТ УЛЫБКИ К ЮМОРУ
Грудничок способен узнать свою мать и улыбнуться ей в возрасте едва ли не двух дней. «Социальные» улыбки, предназначенные для чужих, возможно, появятся в 2 месяца.
На пути к юмору улыбке еще предстоит долгий путь. Смеха над собой (или над другими) ждать еще долго, и не стоит рассчитывать на него до достижения 6 или 7 лет.
В ожидании детям достаточно повторения того, что вызывает смех, ‒ они действуют через подражание. Если дети замечают, что какое-то движение лица вызывает улыбку родителей или какие-то слова заставляют их расхохотаться, то они, конечно, будут их повторять, чтобы вызвать ту же реакцию, найти одобрение или восхищение. В 4 года эти игры действуют безотказно.
РЕБЕНОК ГОВОРИТ РУКАМИ
Вначале, конечно, протягивание пальца к своему плюшевому мишке не имеет точного смысла. Ребенок просто пытается схватить желаемое. Но потом ребенок отмечает, что вы даете ему мишку, и понимает, что, возможно, указующий жест означает: «Принеси мне этого мишку, которого у меня не получается достать». Обычно ребенок начинает придавать смысл своему жесту в возрасте 1 года.
ОТ ЛЕПЕТА К РЕЧИ
Некоторые дети в 18 месяцев уже очень хорошо говорят, а другие в 4 года говорят лишь несколько слов. Одни дети сразу усваивают музыку, ритм предложений, основы фонетики, и слова связно следуют друг за другом, а другие, наоборот, произносят отдельные слова и не могут составить предложения. В 12 месяцев некоторые малыши уже владеют словарным запасом из 50 слов, а другие ‒ никаким, делая успехи в бессловесном самовыражении. А в 2 года первые владеют уже 500 словами, а менее разговорчивые – едва десятком. В 5 лет у самых красноречивых словарный запас может достичь 1500 слов. При задержке никакой катастрофы не случится, но, как только механизм будет запущен, он уже не остановится…
ЧТО ПОНИМАЕТ РЕБЕНОК?
В возрасте нескольких месяцев грудничок видит разницу между адресованными ему радостным щебетом и выражением недовольства. Ребенок воспринимает тон, мимику, интонацию, жесты. А значит, на самом деле не сами слова, а их музыку.
Однако с 6‒8 месяцев, если вы приказываете ему, твердо говоря «Нет!», когда ребенок собирается совершить что-то неразумное (взять в рот пустышку, испачканную в земле), он сразу останавливается и убирает руку. Очень быстро ребенок начинает воспринимать запреты с помощью интонаций и, кажется, понимает некоторые простые слова. Исследователи показали, что 8-месячные малыши при чтении книги громким голосом уже могли выделить некоторые значимые слова, повторяющиеся много раз. Каждый малыш, прослушав «свою» историю в несколько подходов, предпочитал слушать эту историю со своим словом, что означает только то, что еще даже до понимания смысла ребенок накапливает информацию.
Мы должны говорить с ребенком, потому что он понимает нас, а не потому что он может (или не может) ответить нам. Существует два года разрыва между способностью понимания и речевой способностью.
ПОНЯТИЙНЫЕ КАТЕГОРИИ
Между 2 и 4 годами ребенок владеет «до-понятиями». Например, он знает, что такое собака. Заметьте, не так как вы, взрослый: для ребенка это именно такая собака, которую он встречал в своей повседневной жизни. Если он видел только маленьких собак или собак с кудрявой шерстью, то он будет думать, что все собаки обязательно кудрявые и маленькие. На самом деле он не знает понятия «собаки» (большие, толстые, с короткой шерстью, с маленькими или висящими ушами и т. д.).
Между 3 и 4 годами, когда ребенок будет достаточно владеть языком, он узнает, что существуют другие собаки, даже те, которых он сам не видел. Вы можете сказать ребенку: «Ты знаешь, есть еще толстые собаки с очень короткой и жесткой шерстью». Его понимание постепенно станет более точным. Тем не менее некоторые понятия не будут так скоро доступны пониманию ребенка. Если вы коснетесь таких понятий, как жизнь, добро, зло, дружба, бедность, терпение, они станут для него по-настоящему понятными лишь к 7 годам. А ведь тогда не зря говорят о возрасте «разума».
Комментарии