Вот наконец вы и приблизились вплотную к желанному рубежу — первому дню рождения вашего малыша. Ваш кроха многому научился за этот год и, наверное, уже начал ходить. Может быть, он ходит уже месяц или даже два, а может, ему предстоит сделать свой первый самостоятельный шаг после того, как ему исполнится год: у каждого малыша свои темпы развития. Но в любом случае вам нужно будет помочь сыну или дочери научиться твердо стоять на ногах — пока что в прямом значении этого слова…
Выбираем игрушки
Малыша, которому скоро исполнится год, по-прежнему интересуют игрушки на колесиках — это могут быть яркие пластмассовые машины, фигурки животных. Замечательной игрушкой для малыша может стать… его собственная прогулочная коляска: делая свои первые шаги, он будет с удовольствием катить ее перед собой во время прогулки. Таким образом можно будет достичь сразу нескольких целей: во-первых, у ребенка будет возможность почувствовать себя почти таким же, как мама или папа (ведь он занимается таким «взрослым» делом!); во-вторых, ему будет легче сохранять равновесие при ходьбе. Можно приобрести ребенку кукольную коляску или каталку с ручкой, которую можно катить перед собой. Малыш получит еще большее удовольствие, если эти игрушки при движении будут издавать какие-либо звуки: это станет дополнительным стимулом к ходьбе. Дома в роли коляски может выступить обычный небольшой стул или табуретка, которую малыш будет толкать перед собой во время ходьбы.
При выборе игрушек для малыша не забудьте и о мяче. Хорошо, если он будет «классическим» — ярким резиновым, диаметром примерно 15-20 см. Теперь игры с мячом уже не будут ограничиваться манежем или комнатой, поэтому необходимо, чтобы мяч был достаточно упругим, «прыгучим» и чтобы его легко было мыть. Игры с мячом могут быть разнообразными: дома вы с малышом можете катать мяч друг другу. Эта нехитрая забава будет способствовать развитию у малыша координации движений и поможет освоению пространства. На улице можно бросать мяч — друг другу или об стенку: пусть ребенок не сразу научится его ловить, но уже сами эти попытки стимулируют его двигательную активность, и он будет увереннее держаться на ногах.
Более разнообразными станут игры с кубиками. Требования к кубикам остаются прежними: желательно, чтобы они были сделаны из некрашеного и не оклеенного бумагой дерева или пластмассы: ведь малыш все еще любит пробовать игрушки на вкус.
Пригодятся вам и погремушки (в качестве «ударных инструментов» во время музыкальных занятий), и заводные или электрические музыкальные игрушки (типа музыкальных шкатулок), но игры с ними теперь тоже несколько изменятся: (как именно, мы расскажем ниже).
И наконец, не пренебрегайте предметами быта: не секрет, что малыш будет по-прежнему любить их больше, чем любые дорогие развивающие игрушки. Запаситесь, например, маленьким радиоприемником (конечно же, играть с ним ребенок будет только вместе со взрослым); не выбрасывайте пластиковые бутылки, баночки и стаканчики. Берегите литровые и пол-литровые пакеты из-под молока или кефира и маленькие — из-под детского питания: этот замечательный строительный материал может затмить любой дорогой конструктор. Не прячьте во время купания разнообразные губки и мочалки, всевозможные приспособления для массажа (конечно, если у них нет острых деталей) — и купание станет любимым развлечением вашего малыша. Не забудьте и о специальных «водных» игрушках: плавающих уточках, лодочках, небольших надувных и заводных плавающих игрушках.
В игрушку может превратиться практически любой предмет быта (конечно, если он отвечает требованиям безопасности), нужно лишь проявить изобретательность и умение взглянуть на мир привычных для нас вещей с неожиданной стороны. Например, кусок картона от обувной коробки может превратиться в рупор: малыша сначала удивит, а потом позабавят те метаморфозы, которые произойдут в этом удивительном устройстве с его собственным или вашим голосом. О других примерах вы узнаете из этой статьи, но мы будем рады, если ваше творчество этим не ограничится.
Крепкие ноги
Чтобы ребенок, начинающий ходить, учился лучше владеть своим телом и сохранять равновесие, предложите ему следующие игры:
Устройте для него «гонку с препятствиями»: постройте на его пути низенькие (10-15 см) барьерчики, через которые надо будет переступить, или башни, которые надо будет обойти. В качестве строительного материала можно использовать детский конструктор или пакеты из-под молока или соков. Гуляя с малышом, выбирайте не только асфальтированные дорожки, но и «пересеченную местность» (конечно, в пределах разумного).
Вспомните старую игру:
«Поехали, поехали,
На бочке, на бочке,
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По оврагам, по оврагам,
В ямку бух!»
(для желающих есть вариант дальнейшего развития событий:
«Распугали сорок мух».)
При этих словах, лежа на спине и подняв согнутые в коленях ноги, посадите на них ребенка и легонько покачивайте, крепко держа за руки (см. фото). При словах: «В ямку бух!» «уроните» ребенка и прижмите его к себе.
Умелые руки
С помощью этих увлекательных игр вы не только сможете занять любопытного малыша, который пришел к вам на кухню, когда вы заняты домашними делами, но и поможете ему научиться координации движений рук.
Возьмите небольшой предмет — например прищепку или пробку — и предложите малышу поупражняться в меткости, с небольшого расстояния бросая пробку в пластиковую банку или картонную коробку.
Возьмите два пластиковых стаканчика и переверните их, спрятав под один из них печенье или четвертинку яблока. Сначала сами переверните стаканчики и найдите под одним из них вкусный сюрприз, потом предложите сделать то же малышу. Постепенно увеличивайте количество стаканчиков.
Из пустых картонных пакетов из-под молока или детского питания вместе с ребенком постройте стену, башню, тоннель для игрушечных машин. Можно соорудить из пакетов поезд, соединив их лентой.
Полезные развлечения, помогающие малышу развить движения рук, можно придумать и во время купания.
Позаботьтесь о том, чтобы в распоряжении ребенка во время купания было 2-3 небольшие губки или мочалки (желательно из материала различной фактуры — например из резины и поролона). Покажите ребенку, как выжимать губку. Это занятие доставит ему массу удовольствия и в то же время будет способствовать укреплению мышц кисти.
Принесите из кухни в ванную пластиковые баночки и стаканчики. Во время купания можно переливать воду из одной баночки в другую. Через некоторое время можно будет предложить ребенку задание потруднее: наполнить пластиковую баночку водой с помощью ложки.
Сделайте в дне пластиковой банки или бутылки несколько отверстий, чтобы у вас получилось что-то наподобие душа. Наполните бутылку водой и предложите малышу «сделать дождик». Научившись, он будет играть самостоятельно.
Спрячьте какую-нибудь игрушку для купания (например, пластмассовую уточку) в массажную рукавичку. Сначала сами найдите ее, а потом предложите это сделать ребенку. Поменяйтесь ролями — пусть ребенок спрячет игрушку, а вы найдите ее.
Живой ум
Предлагаем вам несколько упражнений и игр, способствующих развитию речи и интеллекта вашего малыша.
Положите перед малышом кучу носков, варежек, детской обуви или любых других парных предметов. Дайте ему одну варежку и попросите подобрать к ней пару. Надо иметь в виду, что на первых порах предметов должно быть не слишком много — пары 3-4. Обратите внимание и на то, что сначала предметы должны быть разных цветов и вообще максимально отличаться друг от друга по размеру, фактуре и т.п. Потом, усложняя игру, можно будет использовать для нее более похожие предметы.
Спойте любую несложную детскую песенку, «аккомпанируя» себе с помощью бубна или погремушки. Потом предложите малышу взять роль аккомпаниатора на себя. Как уже говорилось в предыдущих статьях, развитие чувства ритма стимулирует развитие речи.
Пусть подготовка ко сну станет для вашего малыша особым ритуалом. Перед сном можно рассказать ему придуманную вами сказку, одним из героев которой будет сам ребенок.
Соберите в небольшой альбом несколько фотографий членов вашей семьи. (Важно, чтобы фотографии в альбом не вклеивались, а вставлялись в прозрачные кармашки, чтобы малыш не мог вынуть их из альбома или повредить.) Такой альбом можно рассматривать вместе с ребенком, сначала называя каждого изображенного на них человека, а потом прося ребенка показать, например, дедушку, бабушку, тетю Аню и проч. В дальнейшем можно будет усложнить задание и попросить назвать по имени тех изображенных на фотографии людей, чьи имена малыш уже научился произносить (начать, наверное, лучше всего с мамы и папы).
Продолжаем освоение пространства
С первых месяцев жизни малыша мы играли с ним в игры, основанные на поиске источника звука. Теперь игры, построенные на этом принципе, становятся еще сложнее и их «поле» расширяется.
Заведите музыкальную шкатулку или включите маленький радиоприемник. Спрячьте их в комнате, где находится малыш — под кроватью, под покрывалом и т.п. Вместе с малышом найдите приемник или игрушку. Потом спрячьте их еще раз и предложите ребенку самому найти их по звуку. Играть в эту игру можно и на улице — например на даче.
Знакомимся с окружающим миром
Конечно, на прогулке малыш не только дышит свежим воздухом, но и обогащает свои представления о мире. Поэтому важно поощрять исследовательскую активность ребенка, его стремление получить как можно больше новых впечатлений.
Во время прогулки собирайте все то, что может заинтересовать малыша: гуляя по лесу, прихватите с собой несколько шишек или веточек; на пляже предложите ребенку поискать ракушки или красивые камешки; осенью возьмите домой несколько ярких листьев. Дома рассмотрите свои находки вместе с малышом, обратив его внимание на цвет и форму ваших находок.
Познакомьте малыша с правилами безопасности на улице. Переходя дорогу, каждый раз говорите о том, что надо посмотреть налево, а потом направо, чтобы убедиться, нет ли машин. Попросите его сделать то же самое.
И наконец, пусть ваш малыш узнает, что есть много интересного не только рядом, но и вдалеке от него. Понаблюдайте, как садится солнце, а во время вечерней прогулки зимой (когда рано темнеет) посмотрите вместе на луну и звезды. Ведь любознательность — замечательная человеческая черта, и основы ее закладываются именно в раннем детстве.
Комментарии