Теперь уже все понимают: если человеку приходится долгое время переживать какие-то сильные разочарования, это не остается без последствий. Ни для кого не тайна: когда наши желания и потребности подавляются, мы чувствуем себя не в своей тарелке, раздражаемся и вообще становимся несчастными. И тогда ищем возможности отвести душу, что, как правило, оказывается недостойным нас. Серьезный интерес современных родителей к детской психологии помогает избежать тысячи моментов, когда мы, сами того не желая, можем разочаровать своих детей, обмануть их надежды. Осознание этого может оказаться полезным, но в то же время многие родители действительно озабочены столь большой ответственностью и трудностями, понимая их теперь весьма отчетливо. В любом случае ни одному родителю никогда не удастся уберечь своего ребенка абсолютно от всех разочарований. И даже если бы это оказалось возможным, этого не стоило бы делать. Родители, безусловно, защитники и воспитатели своих детей, но они должны являть собой и прототип внешнего мира. Поэтому разочарование, которое они нередко вызывают у ребенка, помогает ему понять, как приспособиться к отрицательным сторонам домашней обстановки, которая, несомненно, менее опасна, чем внешняя. Другими словами, это не тот случай, когда следует особенно волноваться. Подобное явление неизбежно и несет в себе не только отрицательные, но и положительные моменты.
Из всех разочарований, какие приходится переживать детям, два оставляют самый сильный след. Первое связано с их малолетством, слабостью, неумением или неспособностью что-то делать самостоятельно, а это ставит их в зависимое от нас положение в тысяче различных ситуаций. Случается, что мы не хотим понять ребенка, проявляем раздражение и нетерпение, отталкиваем его именно в тот момент, когда он остро нуждается в нас. Все это, можно сказать, обогащает его негативный опыт. Реджинальд, например, в кровь разбивает колени, делая что-то, чего мама не позволяла ему. Вместо того чтобы услышать в его плаче просьбу помочь, мать, разгневанная, ругает его за непослушание. И тогда Реджинальд ощущает себя не только слабым и несчастным, но и бессильным — ведь он не может добиться от своей защитницы той помощи, которая ему сейчас так нужна. А бывает и наоборот, когда мы навязываем ребенку свою помощь и покровительство, не интересуясь, нуждается ли он в них. Это тоже может вызвать сильное разочарование, что неизбежно скажется на развитии личности. Излишняя наша опека приводит также и к другому печальному результату — она вынуждает ребенка думать, будто мы любим его больше, чем ему действительно нужно. Это рождает путаницу в его сознании, которая неизменно ведет к разочарованию.
Второй вид разочарования, который длительное время сказывается на развитии личности ребенка, связан с основными физиологическими функциями организма. Если в то время, когда мы отучаем ребенка от рожка, или заставляем пользоваться горшком, либо вообще приучаем что-то делать самостоятельно, мы торопим его, побуждаем поскорее освоить новые навыки, то нередко добиваемся обратного результата — малыш теряет всякую уверенность в своих силах и не может сделать то, что мы ждем от него. Конечно, важно, чтобы дети научились всему, что нужно, спорить тут не приходится. Но у нас есть все основания считать, что они научатся этому лучше и быстрее, если мы станем учить их постепенно. Заинтересовать ребенка тем, что мы хотим научить его делать,— вообще самый лучший путь. Добавьте хорошую порцию терпения, и вы получите нужный результат.
ВЕРНЫЙ ПРИЗНАК ТОГО, ЧТО НАШ РЕБЕНОК НЕ СЛИШКОМ СТРАДАЕТ ОТ РАЗОЧАРОВАНИЙ, ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ОН РАССКАЗЫВАЕТ НАМ О СВОИХ БЕДАХ. Если же у нас вдруг возникает вопрос: «А что же такое с ним происходит?», значит, ребенок утратил самую надежную гарантию против разочарований — своих родителей. И лучший способ вернуть ему уверенность в нас заключается не в том, чтобы купить ему еще одну новую игрушку, а в том, чтобы уделить ему больше внимания не только в тяжелые для него минуты, но и в хорошие.
Комментарии