Мы все мечтаем дать ребенку самое лучшее. Однако в стремлении обеспечить малышу счастливое детство некоторые взрослые порой перебарщивают, буквально заваливая кроху сладостями, развлечениями, игрушками. А ведь каждую игрушку и игру нужно подбирать тщательно, с учетом возраста и характера ребенка. Как не ошибиться в выборе, советует педагог-психолог, президент Фонда социальной и психологической помощи семье и ребенку Татьяна Шишова.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ
До полугода ребенок познает мир с помощью зрения, слуха, осязания. Тут подойдут подвесные игрушки, которые кроха сможет рассматривать, лежа на спинке. Поскольку зрение у младенцев до 3–6 месяцев не очень острое, стоит выбирать либо яркие игрушки, либо контрастные черно-белые, стимулирующие развитие зрительного восприятия и фокусировку взгляда.
Прекрасным подарком для крохи станет мобиль на кроватку. Желательно иметь два и периодически (раз в две-три недели) менять их. Вешаются мобили на расстоянии 30–40 см от лица новорожденного, поскольку малыши от рождения «близоруки». Через пару месяцев зрительный аппарат крохи «дозревает», и мобиль устанавливается на более дальнем расстоянии.
Отличным приобретением станет коврик с дугами. Если малыш лежит на животике, он может рассматривать затейливый рисунок коврика и трогать детали, выполненные из различных материалов.
В возрасте 3–4 месяцев малыш учится самостоятельно играть с игрушками: захватывает, ощупывает, тянет в рот. Заранее запаситесь несколькими различными по форме, цвету и материалам погремушками, поскольку в этом возрасте игрушки надоедают младенцу довольно быстро.
Не давайте крохе сразу несколько предметов одновременно, иначе у малыша рассеивается внимание и он не в состоянии сосредоточиться. Предлагайте не больше двух игрушек за раз, а когда ребенку надоест, предложите новые предметы, спрятав уже изученные. Через некоторое время надоевшие игрушки можно предложить малышу – ребенок будет с энтузиазмом изучать их снова.
ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА
Примерно в 6–8 месяцев малыш начинает сидеть без поддержки и ползать. Теперь ребенку придутся по душе игрушки с музыкальными эффектами: животные, издающие забавные звуки, «поющие» паровозики, музыкальные шкатулки, центры, звуковые коврики и т. д. Хорошо если на этих игрушках есть кнопки, которые ребенок с удовольствием будет нажимать и крутить, сопоставляя свои действия и происходящие затем эффекты, а заодно и развивая слух.
В этот период у малышей, как правило, появляются первые зубы, и дети все пробуют «на вкус». Следите за качеством игрушек, чтобы они были выполнены из экологичных материалов и соответствовали ГОСТам. Согласно ГОСТу, маркировка обязательно должна содержать название товара и страны-изготовителя, фирмы-изго¬твителя, основные потребительские свойства. Их отсутствие или неполнота могут свидетельствовать о том, что игрушка поддельная. Все игрушки и их части не должны быть менее 4,4 см в диаметре. Более мелкие детали легко проходят в дыхательные пути ребенка, что может привести к серьезным последствиям.
Купание теперь тоже может превратиться в интересную и познавательную игру: ребенок с удовольствием будет играть с ведрами и чашками, переливая воду из одной плошки в другую. Подобные игры помогают ребенку усвоить понятия объема. Кроме того, для малышей, которые уже научились сидеть, можно приобрести специальные кресла для ванной, оснащенные игровыми панелями. Таким образом вы «убьете двух зайцев» сразу: во-первых, ребенок будет избавлен от риска упасть в ванной и ваши руки будут свободны, а во-вторых, малыш будет чувствовать себя в полной безопасности и с радостью займется игрушками. Когда ребенок начнет делать первые шаги, его заинтересуют двигающиеся игрушки. Например, большие машины-каталки, на которых можно не только ездить, но и катить сзади самостоятельно. Такая игрушка способствует быстрому освоению навыков ходьбы: держась за нее, малыш чувствует себя увереннее и ходит без опаски.
В этот период важно уделить внимание развитию моторики и координации. Поскольку малыш еще не умеет захватывать мелкие предметы, детали должны быть достаточно крупными, но удобными для детской ручки. Приобретите пирамидку с яркими кольцами, которые кроха будет нанизывать, учась соблюдать последовательность (сначала большие кольца, затем все меньше и меньше) и тренируя ловкость рук. Можно подарить ребенку кубики и вместе строить башни.
Отличной игрушкой станет юла. Обратите внимание, чтобы она легко заводилась и без особого нажима начинала крутиться.
Купите малышу первые книжки, картонные (непромокаемые – для ванной) книжки небольшого размера с крупными картинками, на которых были бы изображены животные, машины, фрукты-овощи и другие окружающие ребенка вещи. Просматривайте их, показывая и рассказывая, что на них изображено. Так ребенок быстрее запомнит названия предметов и научится говорить.
ОТ ГОДА ДО 1,5 ЛЕТ
Малышам этого возраста очень нравятся мягкие игрушки: их можно положить с собой в кроватку, покормить с ложечки, взять на прогулку. Для ребенка мягкая игрушка – почти живой друг, который дарит тепло и спокойствие. Родители могут играть с ребенком в различные игры с пушистыми зверями: укладывать мишутку спать, помогая крохе накрыть игрушку одеялом, спеть песенку. Можно купить крохе детскую коляску, в которой ребенок (как девочка, так и мальчик) будет с удовольствием возить своего плюшевого любимца.
Годовалому ребенку будет интересна и тележка на веревочке, которую можно нагружать и разгружать различными предметами. Кстати, малыши с поражающим взрослых энтузиазмом играют… обычными кастрюльками и мисками! Подходят к шкафам, доставая кухонную утварь, и подолгу занимаются перекладыванием одной кастрюли в другую. Купите специальную детскую посуду: тарелочки, чайник, чашки, ложки, миски – легкую и безопасную для крохи.
На первую годовщину можно подарить ребенку движущиеся игрушки. Замечательно, если они будут со световыми и звуковыми эффектами. Например, музыкальный паровозик со светящимися вагончиками или кораблик, из трубы которого при нажатии нужной кнопки бьет фонтан. Для прогулок на улице можно купить игрушку-каталку: смешного зверька на длинной палке, который во время движения забавно перебирает лапами. Звуковые сигналы игрушки не должны быть громкими и резкими.
ОТ 1,5 ДО 2 ЛЕТ
После 1,5 лет в интеллектуальном развитии ребенка происходит скачок. Нередко дети начинают неожиданно много говорить и подражать взрослым.
На смену картонным книжкам с картинками во весь лист приходят обычные книжки со стихами и сказками. Важно, чтобы иллюстрации были красочными, хорошо прорисованными, а текст относительно простым. Будьте готовы к тому, что одни и те же книжки придется перечитывать ежедневно по нескольку раз – для маленьких детей такие повторения совершенно естественны.
Помимо книжек, изучайте с ребенком и фигурки животных из пластмассы или дерева. Называйте малышу каждое животное, изображайте, как «говорит» тот или иной зверь. Через несколько дней перед началом игры ненавязчиво попросите ребенка показать, где сидит кошка, где корова и т. д. Если малыш не показывает, укажите сами. Когда малыш запомнит всех, можно разыгрывать сюжетные сценки.
В 1,5 года у ребенка уже неплохо развита координация, и малыш с удовольствием будет играть в песочнице. Купите ребенку лопатку, ведерки, формочки, сито, грабельки, игрушечный экскаватор – все необходимое для строительства. Поначалу движения крохи будут неловкими, он с трудом сможет насыпать даже пару горстей песка в ведерко. Но очень быстро освоится и научится делать куличики. Тут важно подробно показывать и комментировать свои действия ребенку.
Многие мальчики около 1,5–2 лет увлекаются машинками, поэтому обязательно купите малышу несколько различных автомобилей: грузовики, «легковушки», джипы. А вот родителям девочек не стоит расстраиваться, если малышка еще не обращает внимания на кукол – интерес к ним, как правило, просыпается года в 3–4, не раньше.
ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
Отличным подарком на двухлетие станет простой в использовании конструктор с крупными «кирпичиками», цветные мелки, мягкий пластилин или тесто для лепки. В отличие от старого «советского» пластилина такая масса не прилипает к рукам и легко принимает любую форму, поэтому сделать «колобок» будет под силу даже 2-летнему малышу.
Восторг вызовут музыкальные инструменты: барабан, дудочки, детское пианино, музыкальная юла. Это развивает слух, интерес к музыке и творческие способности.
Кукольный театр развивает не только творческие и интеллектуальные способности, но и душевные качества. Ведь через разыгрываемые сказки и сценки малыш видит «со стороны» различные поступки, начинает сопереживать героям и анализировать их действия. Кукольный театр может быть «большим», то есть с большой ширмой, или «настольным». Важно хорошо продумывать сценарий и поначалу разыгрывать перед ребенком представления самостоятельно, постепенно привлекая кроху к игре.
Комментарии