Читая историю С. Маршака о любителе путешествий в отцепленных вагонах, некоторые родители уверены, что их малыш непременно повторит судьбу главного героя. Ну а чего еще можно ожидать от ребенка, который регулярно теряет варежки и часами разыскивает игрушки, лежащие у него под носом? Однако не стоит относиться к рассеянности как к пожизненному недостатку, ведь внимание, как и любые другие черты характера, можно воспитать.
Происхождение видов
Хомо нехочукус
Рассеянность этого ребенка может быть связана либо со сложностью предлагаемого задания, либо с тем, что в данный момент оно категорически не отвечает его сиюминутным интересам. Например, малыш может быть огорчен или обижен, и именно эти переживания не позволяют ему выполнить то, что требует родитель. Если взрослые хотят чем-то заинтересовать маленького капризулю, им самим придется проявить внимание и для начала выслушать, почему Маша теперь дружит с Наташей, или оценить только что собранного из конструктора робота.
Если, например, весь день хомо нехочухус пребывает в ожидании вечернего похода в цирк, бессмысленно предлагать ему «быстренько собрать игрушки». Они ведь не просто так валяются на ковре, а оказались там в результате выполнения акробатических этюдов. Назовите уборку в комнате «подготовкой арены к шоу», и конфликта не случится, а вот желанный порядок скорее всего будет наведен.
Хомо нехочухусы чрезвычайно коварны. Иногда они нарочно игнорируют обращения окружающих, сопротивляясь попыткам переключить свое царское внимание на другое — менее интересное занятие. Научно доказано, что, когда нужно уходить домой с прогулки, у 99% нехочукусов резко снижается слух и невероятно повышается способность к убеганию.
Наконец, за рассеянностью может скрываться сосредоточенность на чем-то принципиально другом, и в этом случае ребенок игнорирует ваши слова ненамеренно — он действительно их не слышит. Такое поведение далеко не всегда является поводом для опасений. Кто знает, может, в этой лохматой голове зреет новая теория относительности?
Как привлечь внимание нехочукуса?
Пусть предлагаемое вами занятие станет естественным продолжением игры ребенка. Например, если сын расставляет на полу солдатиков, предложите ему посчитать их, для того чтобы силы двух армий были равны.
Не скупитесь на похвалу и восхищайтесь успехами малыша даже при выполнении им самых элементарных заданий. Ваша радость может стать одним из главных стимулов для занятий. » Будьте последовательны. Усложняйте задачи постепенно и закрепляйте каждый навык, обыгрывая его не только в учебных, но и в бытовых ситуациях.
Хомо немогукус
Насыщенная программа занятий, недомогание, недосып — все это подталкивает ребенка к дивану, на котором он с удовольствием валяется, ловко уклоняясь от просьб взрослого сделать что-либо. Малыш просто не может сосредоточиться. Родители часто переоценивают энергетические ресурсы наследника и с самого раннего возраста требуют от него недетской целеустремленности и такой же недетской ответственности. Некоторые папы и мамы, ставя перед собой задачу всестороннего развития ребенка, стараются включить в его «рацион» танцы, айкидо, рисование, оригами и иностранный язык одновременно. К сожалению, природа не поспевает за научно-техническим прогрессом (и родительскими амбициями) — дело в том, что мозг человека практически не изменился с тех времен, когда трехлетние дети дни напролет бегали по берегу реки и строили башни из камушков. Поэтому, если большуную часть дня малыш вынужден «развиваться», он довольно быстро истощается и теряет интерес к любым занятиям.
Среди хомо немогукусов много часто болеющих детей. Утомленный бесконечной борьбой с вирусами и закормленный до предела лекарствами, на фоне более крепких сверстников такой ребенок часто кажется собственным родителям «ну просто вопиюще невнимательным!».
Как привлечь внимание немогукуса?
Занимайтесь с малышом либо с утра, либо после дневного сна — в эти периоды дети, как правило, бодры и восприимчивы к знаниям. Для ребенка этого типа особое значение имеет продолжительность уроков. Следуйте правилу, существующему в фитнесе: лучше несколько «подходов» к снаряду по 5 минут, чем непрерывное занятие в течение получаса.
Для стимуляции внимания используйте музыку. Например, чтобы малыш запомнил стишок, превратите его в песню. А при изучении счета можно похлопать в ладоши или потопать ногами — ритм поможет ребенку лучше усвоить новую информацию.
Хомо электровеникус
Пожалуй, больше всего хлопот родителям и педагогам доставляют представители именно этого подвида. С одной стороны, такой ребенок проявляет живой интерес ко всему, что его окружает. С другой — тех нескольких секунд, в течение которых он концентрирует внимание на предмете, явно недостаточно для того, чтобы усвоить что-то новое. Его взгляд притягивает буквально все, что попадает в поле зрения! Так, собираясь на прогулку, он просит взять на улицу велосипед, ролики и кукольную коляску. А когда уступчивая мама приносит все это на площадку, набрасывается на чужие лопатки, даже не удостоив взглядом захваченные из дома сокровища.
Для хомо электровеникуса не существует понятия прошлого. Он живет настоящим и одним глазом постоянно заглядывает в будущее. Именно поэтому бесполезно хмурить брови и спрашивать, почему он надел ведро на голову соседа по песочнице. Нашла, мама, что вспомнить! Это же было целых пять минут назад! Только неоднократные повторы просьб, требований и замечаний могут помочь этому ребенку сконцентрироваться. Качество и устойчивость внимания у таких детей зависят от присутствия взрослого. Если в игре с мамой ребенок еще способен аккуратно строить дворец из кубиков, то, оставшись один в комнате, он начинает вести себя как реактивная модель электровеника, сметая все игрушки, стоящие на полках.
Основной причиной такого поведения является несовпадение темпераментов малыша и родителей. Взрослый просто не успевает предугадать поступки ребенка и (или) отреагировать на них должным образом.
Как привлечь внимание электровеникуса?
Во время занятий на столе или на ковре пусть находятся только те предметы, которые вам потребуются. Все остальное, включая любимого плюшевого медвежонка, должно волшебным образом испариться из поля зрения.
На тот случай, если малыш будет отвлекаться на летающих за окном птичек, приготовьте «рояль в кустах» — материал для другого развивающего занятия. Так, например, когда ребенок отвернется от букваря, его внимание перехватит магнитная доска с цифрами.
Объясняя малышу задачу, говорите мало, четко и энергично — медленные, пространные рассуждения мешают электровеникусам уловить смысл разговора.
Занятия должны быть регулярными и проходить в одно и то же время, чтобы у ребенка даже не возникало мысли том, что, например, после завтрака можно поиграть в машинки, вместо того чтобы отправляться изучать алфавит.
Возрастные нормы развития внимания
2-3 года — активация внимания под воздействием указательных жестов и слов взрослого; способность самостоятельно играть в течение 15-10 минут.
4-6 лет — появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого; самостоятельная игра в течение 15-20 минут.
Старше 6 лет — самостоятельное переключение произвольного внимания и игра в течение 20-25 минут.
Эволюция
Стремясь развить у малышей внимание, важно не переусердствовать. Эта психическая функция окончательно формируется лишь к 10-12 годам, поэтому дошкольник имеет полное право на то, чтобы переспрашивать, не замечать или упускать из виду что-то абсолютно очевидное. Задача родителей — научить ребенка наблюдательности, способам концентрации внимания и его эффективному распределению.
Называем вещи своими именами
Внимание бывает непроизвольным и произвольным. С первым видом ребенок рождается, а второй приобретает в процессе развития. Мама, постоянно находящаяся рядом, произносит слова, которые побуждают малыша к тем или иным действиям. То, что она говорит, является своеобразным указателем, выделяющим для ребенка признаки предметов. Овладевая речью, он начинает сам командовать взрослыми, направляя их внимание на свои нужды. Научившись произносить простые фразы, малыш применяет то же самое «оружие» к себе, организуя и контролируя свои действия. Общаясь с наследником, не скупитесь на реплики-указатели: в зависимости от возраста их содержание может варьироваться от элементарных утверждений вроде: «Смотри, птичка полетела!» — до логических умозаключений: «Вода в луже замерзла, потому что температура на улице ниже нуля». Рассматривая книжку, называйте второстепенные детали рисунков и, стимулируя поисковую активность малыша, удивленно вопрошайте: «Куда же подевался седьмой козленок?» Чем младше ребенок, тем чаще нужно использовать указательный жест, направляя его взгляд и поясняя непонятные слова. Важно приучить сына или дочку внутренне собираться в ответ на ваше: «А теперь давай-ка…», «Ну-ка, посмотри…», «Послушай, что я тебе скажу…» и т.д. Чтобы ребенку было легче сконцентрировать внимание, следует класть рассматриваемый предмет прямо перед ним, убирая из поля зрения все отвлекающее, ^аукая малыша на колени или обнимая его, взрослый помогает юному исследователю «отключиться» от посторонних раздражителей.
Заряжаем
Положительные эмоции — отличный стимул для концентрации внимания. Поэтому, если вы составляете слова из магнитной азбуки, это должно походить на игру в домино: буквы со смачным треском опускаются на доску, вы азартно их называете и вообще всячески показываете свой восторг. Читая сказки, не забывайте вживаться в образ медведя, ломающего теремок, и рычите так, чтобы соседи звонили в службу отлова диких животных.
Если у малыша обнаружился стойкий иммунитет к вашим эмоциям, он не проявляет интереса к предлагаемым занятиям, воспользуйтесь следующей хитростью. Сделайте вид, что случайно оставили новую книжку в зоне доступа, а при появлении ребенка изобразите панику и лихорадочно прячьте ее в шкаф. В течение последующего часа он будет занят рассматриванием картинок, пребывая в полной уверенности, что делает что-то запретное.
Если сын или дочка регулярно теряют вещи, их также нужно эмоционально зарядить. Так, например, услышав описание чувств носового платка, который лежит совсем один на земле, в то время как его собратья наслаждаются теплом курток других детей, ребенок начнет обращать внимание на то, что выпадает из его карманов.
Повелеваем временем
Если не все школьники способны высидеть смирно 45 минут, что говорить о малышах! В среднем трехлетки могут удерживать произвольное внимание на чем-либо не больше 5 минут, а детей 4-6 лет с трудом хватает минут на 10. По истечении этого времени юные слушатели начинают вертеться, чесаться и кривляться. Вышесказанное не означает, что при появлении первых признаков невнимания придется, например, покинуть зрительный зал театра. Но, планируя какое-то продолжительное мероприятие, родителям следует подумать, как они будут стимулировать интерес ребенка. Арсенал мамы могут составить: показ мест, откуда светят прожекторы, вопрос о том, костюм какого персонажа больше всего нравится ребенку, и наконец, тяжелая артиллерия — сосательная конфета в нешуршащем фантике. Кстати, замечено, что вынужденная неподвижность снижает качество детского внимания, поэтому в антракте обязательно разрешите малышу побегать или попрыгать. Активное движение снимет напряжение, и он сможет спокойно досмотреть представление.
Комментарии