Детский аутизм является одним из наиболее серьёзных нарушений в развитии ребёнка. Его основные симптомы — это отрешённость и погружение в себя.
Самой распространенной и, в то же время, более лёгкой формой раннего детского аутизма является Pervasive Developmental Disorder (PDD — общее нарушение развития).
Диагноз PDD ставится при значительных нарушениях в развитии речи и эмоционально-волевой сферы ребёнка, больших затруднениях в общении с окружающими, плохой связи с внешним миром.
Интеллект ребёнка может быть при этом и нормальным.
К большому сожалению, исходя из практики работы детских психологов, диагноз PDD в последнее время перестал быть редким.
Особое значение при диагностировании PDD имеет информация об особенностях поведения ребёнка, полученная от его родителей .
Необходимо обратить особое внимание на поведение ребёнка с тем, чтобы ислючить следующие признаки раннего детского аутизма:
* Насколько обычен режим дня ребёнка и соответствует ли возрасту малыша?
* Продолжителен ли ночной сон?
* Соответствуют ли возрасту рацион, приемы кормления или приобретённые навыки самостоятельного питания?
* Продолжительный и часто беспричинный плач.
* Страхи и беспричинные приступы тревоги.
* Полное отсутствие навыков речи или медленное их развитие.
* Если ребёнок использует разговорную речь, то при этом он упоминает о себе во втором или третьем лице(ты, он), но не в первом (я).
* Остановки в развитии , или потеря приобретённых навыков (регрессия).
* Странности в поведении, неадекватные реакции.
* Ребёнок избегает взглядов других людей, настойчиво не смотрит в глаза.
* Отсутствие взаимности в общении с другими людьми и интереса к общению, особенно со сверстниками.
* Отсутствие реакции на просьбы взрослых, как будто ребёнок не слышит.
* Частые состояния отрешённости от внешнего мира, пустой взгляд в пространство.
* Навязчивое предпочтение различных предметов без использования их по назначению.
* Навязчивый интерес к определённым областям знаний, очень специфические знания.
* Избегание физических контактов. Например, грудные дети не любят быть на руках.
* Ребёнок не реагирует на боль или, наоборот, сверхчувствителен к боли.
* Часто подвергает себя опасности, не оценивая степени этой опасности.
* Очень чувствителен к различным звукам. Закрывает уши руками.
* Совершает необычные повторяющиеся движения (крутится как волчок, ходит на »цыпочках», машет руками).
* Примитивный характер игры. Стремление к упорядочению предметов.
* Эмоциональные реакции не пропорциональны ситуации или совсем ей не соответствуют.
* Ребёнок не понимает эмоциональные состояния других людей.
* Очень резкие смены настроения.
* Очень резкая реакция на изменение окружающей обстановки.
* Ребёнок не реагирует, когда называют его имя, особенно, если оно перечисляется наряду с несколькими другими именами.
* Хорошая автоматическая память позволяет ребёнку воспроизводить стихи и песни. При этом может иметь место полное непонимание смысла произносимого.
* Необычный тембр голоса или монотонная речь.
* Плохо усваивает навыки общения. Например: не машет ручкой при расставании с близкими.
* При обследовании новых предметов пытается проверить их на вкус и на запах.
В случае возникновения у родителей ребёнка каких-либо сомнений в отношении его поведения минимум по одному из перечисленных параметров, рекомендуется обратиться за консультацией
к врачу — специалисту по развитию ребёнка.
Комментарии