Почему вредно учить читать в 2 года
Молодые мамы, ожидая первого ребёнка, нередко строят планы, как они будут развивать своего кроху, причём буквально с первых месяцев его жизни. А потому заранее запасаются всевозможными методиками, чтобы малыш к двум годам начал читать, к трем — складывать и отнимать… Есть ли смысл в «раннем развитии»? На эту тему рассуждает Ася Штейн, педагог, автор статей по раннему развитию, семейной педагогике, психологии и детскому здоровью, мама троих детей.
Раннее развитие: во что играть с ребенком и водить ли на «развивалки»?
— Насколько, на ваш взгляд, необходимы разные развивающие методики для самых маленьких?
— Есть очень много всевозможных методик, которые преследуют разные цели. И есть очень разные дети. Мне кажется, речь должна идти не о раннем, а о своевременном развитии.
Что значит своевременное? Это когда конкретный ребенок, а не какой-то среднестатистический, оговорённый стандартами, физически и психологически готов, дозрел до восприятия данного конкретного навыка или какой-то информации. Не так важно, чем при развитии этого навыка пользоваться — кубиками, карточками, рамочками, традиционными игрушками и традиционными азбуками. Важно, чтобы вокруг ребенка была развивающая среда, чтобы то, что он видит вокруг себя, чуть-чуть опережало будущие потребности.
Например, возможно, скоро ребёнок дозреет до того, чтобы начать спрашивать про буквы. Но он станет про них спрашивать, если будет знать, что это такое, понимать, например, что с их помощью читают книжки.
Если этих букв или любого другого развивающего материала ребёнок видеть не будет, он просто не сможет начать осваивать какой-то навык тогда, когда будет к нему готов. То есть я бы говорила не о каком-то стимулировании развития, а о создании активно развивающей среды.
— Как понять, что ребёнок готов получать навык? Родители боятся опоздать, например, с тем же чтением.
— В норме дети начинают читать в возрасте от четырёх до девяти лет, в зависимости от типа восприятия, от особенностей личности, от уровня двигательной активности и еще от очень многих причин. Если у ребенка нет логопедических проблем, он все равно научится читать. Причем научится именно тогда, когда будет к этому готов, даже если с ним специально не занимались.
Опоздать или не опоздать — эти категории сюда не подходят. Если вы читаете ребенку книги, он видит, что есть буквы, то в какой-то момент просто начнет спрашивать: «Что там написано?». Этот вопрос будет свидетельствовать о том, что ребенок готов к тому, чтобы учиться читать. Опять-таки, обучение может идти в разной форме и очень разными темпами.
Я знаю массу детей, которые научились читать сами, безо всякой посторонней взрослой помощи. Просто сидели, смотрели и научились. А есть дети, которые совершенно не
воспринимали кубики Зайцева и прочие методики, зато отлично учились читать с бабушкой по классическому букварю. А кому-то действительно очень помогли те же самые кубики Зайцева, которые в общем-то неплохое пособие, если им правильно пользоваться.
С другой стороны, если активно предлагать ребенку освоить какой-то навык раньше времени, раньше, чем он будет готов, то, скорее всего, он его освоит, потому что у детей очень пластичная психика. Но это произойдет за счет чего-то другого. То есть в тот момент, когда ребенок будет, предположим, раньше, чем он к этому готов, учиться читать, у него могут запасть какие-то другие важные функции.
В лучшем случае, поскольку дети хорошо защищены, ребёнок будет не настолько активно учиться читать, и все обойдется. Но если всё-таки родителям удастся победить и научить ребёнка раньше времени читать, закрашивать рамочки, складывать головоломки и так далее, то он не освоит то, что ему надо было бы освоить. Условно говоря, не научиться прыгать на одной ножке, кататься на велосипеде и завязывать шнурки.
В свое время Мария Монтессори ввела такое понятие, как «сенситивный возраст», то есть возраст, когда мозг ребенка максимально готов к освоению того или иного навыка. Если ребенок в своем развитии проскакивает этот возраст, то он потом всё-таки освоит этот навык, но с гораздо большими затратами и потерями.
Нельзя учить ребенка читать в два года вместо того, чтобы лепить с ним куличики. Потому что лепить куличики, кидать мячик, кататься на велосипеде в два года, несомненно, полезней, чем читать.
Даже если ребенок научится складывать буквы в слова, он все равно читать не будет. Скорее всего, он будет просто угадывать слова, которые запомнил. Многие дети проделывают этот фокус, вводя родителей в заблуждение. По-настоящему читать они всё равно начинают ровно тогда, когда им надо начать читать: в свои пять, шесть, семь лет.
Правда, иногда родители успевают так надоесть с «обучением», что дети начинают испытывать отвращение к процессу самостоятельного чтения. Я знаю много детей, чьи родители увлекались ранним развитием и которые в итоге не любят читать.
— Порой мамы хотят, чтобы каждый день их малыша был наполнен открытиями, интересными делами и потому придумывают ежедневно новое и новое дело для него. Насколько это полезно и для мамы, и для ребёнка?
— Что бы ребенок ни делал с мамой, ему это только на пользу. Не важно, новое это или старое занятие. На самом деле дети любят повторения. Если ребенку хочется осваивать что-то новое и у мамы есть на это время, то замечательно. Но если мама всю свою жизнь будет тратить исключительно на то, чтобы лепить с детьми из соленого теста, то это не совсем правильно: она должна реализовываться не только в детях, и детям на самом деле нужна успешная и реализованная мама, которая потом не будет попрекать: «Я с тобой все детство лепила из соленого теста и играла в кубики и не защитила диссертацию, не нашла работу!».
Если мама чувствует, что реализуется дома — замечательно. Играть с ребенком полезно. Маме может надоедать играть в одно и то же, и чтобы ей самой было интересно и весело, она может придумывать новые занятия. Только вот если мама будет всё время придумывать что-то новое, не давая повода для развития фантазии ребёнка, то эта фантазия и не разовьётся.
Но важно помнить, что ребенок не должен играть все время только с мамой. На самом деле ребенок развивается вовсе не тогда, когда его развивают взрослые. Он развивается в своей собственной спонтанной игре. Одним из признаков успешного развития считается умение ребенка самостоятельно играть в ролевые игры: в школу, в магазин, в больницу, в семью. По тому, насколько сложна, продолжительна игра ребенка, оценивают его эмоциональное, творческое и интеллектуальное развитие.
— С какого возраста ребёнок готов играть самостоятельно?
— Здесь тоже всё индивидуально. Есть дети, которые с года играют сами, а есть те, которые начинают с трёх лет. Но в любом случае до трёх лет им надо показывать, как играть, нужно вовлекать их в игру: покупать всевозможные игровые наборы, самим что-то делать. Главное — предлагать детям прикоснуться к этому «миру понарошку» с помощью тех же кукол, мишек и так далее.
Обычно считается, что первые зачатки ролевой игры в среднем начинаются после полутора лет, когда ребенок переходит от манипулирования предметами к выстраиванию игровой ситуации. Но в принципе когда девочка или мальчик даёт мишке свою соску — это уже ролевая игра.
Раннее развитие: во что играть с ребенком и водить ли на «развивалки»?
— Если мама не успевает подолгу играть с ребёнком, как не дать образоваться комплексу «я плохая мать»?
— Есть известное выражение, что важно не количество, а качество времени, проведенного с ребенком. И не обязательно придумывать чего-то новое и сложное. Можно рассказать сказку, поиграть в куклы, зайку переодеть — всё, что угодно!
Желательно, чтобы каждый день родители какое-то время посвящали только ребенку, чтоб ни компьютер, ни телефон, ничто не могло отвлечь их. Тогда ребенок понимает, что это полностью его время, и мама или папа занимаются только им.
Понятно, что у всех разная ситуация. Кто-то дома с утра до вечера с одним ребенком и может посвящать ему целый день. А кто-то работает или у кого-то — многодетная семья и сложно провести с каждым ребёнком много времени. Но если удастся уделять каждому ребёнку безраздельно хотя бы 15 минут, это замечательно. Причем это время не должно тратиться на занятия, на нравоучения, на какие-то гигиенические процедуры. То есть если мы моем ребенку голову, стрижем ногти или выполняем логопедические упражнения, обсуждаем его недолжное поведении — это не время, проведенное с ребенком.
— Стоит ли отдавать маленького ребёнка на всевозможные «развивалки»? Сейчас предлагают «подготовку к школе» буквально с трёх лет.
— Трёхлетнего ребенка нельзя подготовить к школе. Но если ребенок не ходит в детский сад, то водить его на какие-нибудь занятия — неплохо. Причём совершенно неважно, чему там учат: фольклорному пению или кубикам Зайцева. Главное, что получает ребёнок — социализация. Он учится контактировать с детьми, с чужими взрослыми, выполнять какие-то инструкции от чужого взрослого, как-то соотносить свою жизнь с жизнью других людей. Ничего плохого в этом нет.
Если ребенку нравится на этих занятиях, пусть ходит. Занятия надо выбирать поближе к дому, чтобы они были хорошо оборудованы. То есть если рядом есть хорошо оборудованная вальдорфская группа или группа Монтессори и плохо оборудованная, с плохим оповещением и неудобным расписанием группа подготовки в элитный лицей, я бы выбрала вальдорфскую группу. Здесь важны люди, которые этим занимаются, и то пространство, в котором всё происходит.
Но, честно говоря, я не вижу никакой разницы между детьми, которые в детстве посещали такие группы, и теми, которые их не посещали. Особенно к концу начальной школы эта разница вообще никак не заметна.
— Какие ошибки совершают родители, стремясь подготовить ребёнка к школе?
— Точно не нужно с ребенком заранее проходить школьную программу, потому что ему потом будет просто не интересно учиться. В школе на первых порах может возникнуть иллюзия, что ребенок что-то умеет, а на самом деле он получил поверхностную информацию и у него не сформировался навык правильных действий. И вновь проскакиваются, выпадают какие-то этапы развития. Но есть вещи, которым лучше обучаться медленно, чем быстро. Именно в том темпе, который предлагает начальная школа, ничего не форсируя.
Детей, которые проходили обучение ускоренными темпами, нередко рано отдают в школу или они перескакивают через классы. В итоге они оказываются в старшей школе раньше, чем их сверстники. Возникает действительно серьезная проблема: во-первых, ребенок ни эмоционально, ни психологически, часто и интеллектуально не готов к той программе, которую предлагают в старшей школе, не готов к предлагаемой модели обучения, к модели отношений между учителями и учениками. Притом он может быть прекрасно развит, он оказывается неуспешным просто потому, что еще — маленький. Нередко начинаются эмоциональные проблемы в отношениях с гораздо более старшими одноклассниками, которые, в отличие от него, уже вступили в пубертатный возраст.
Если у ребенка есть потребность познавать что-то новое, то лучше реализовывать её, не опережая школьную программу, а занимаясь другими сферами человеческой деятельности за пределами школы.
— Если подвести итог: стоит специально заниматься ранним развитием ребёнка?
— Если маме хочется, то почему бы нет. Если маме не хочется, если она этим тяготится, ей скучно, трудно, у нее на это нет времени, сил и так далее, то ничего ужасного не произойдет, если она не будет этого делать. Вообще не развивать ребенка нельзя. Но если это делать при помощи обычных консервативных занятий, или водить его в какую-то группу, где этим будут заниматься специалисты, — вполне приемлемо.
То, без чего нельзя обойтись дома — ролевая игра ребёнка: у него должна быть возможность играть с игрушками — с тематическими, качественными, с большими, маленькими, с конструкторами, посудками, машинками. И у него должно быть место, где он может это делать один, где ему никто не сможет мешать, не будет контролировать, что он делает с паровозиком или с кубиками.
И ещё дома обязательно ребенку должны читать.
А всё остальное — как сложится. Бывают такие деятельные мамы, которые находятся дома, и им невыносимо хочется заниматься с ребенком чем-то сложным. Это прекрасно.
Есть мамы, которые сидят дома, но при этом что-то делают: работают, занимаются и другими детьми, учатся и им не хватает времени каждый день придумывать развивающие игры. В этом ничего катастрофического нет. Если мама с ребенком проводит хотя бы эти 10-15 минут в день, занимаясь только им, не важно, что они делают вместе — читают, рисуют, вышивают бисером — это тоже хорошо.
Плохая мать — не та, кто не придумывает каждый день что-то новое, а та, которая вначале усиленно занимается с ребенком, забывая про себя, а потом начинает всю дальнейшую жизнь чего-то добиваться от него: школьника, подростка, взрослого, постоянно акцентируя, что он должен поступать именно так, потому что она столько для него сделала!
Комментарии