Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста
Дошкольный возраст длится с 3 до 6 лет отсюда альтернативное название периода — возраст «почемучек».
Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте определяется активизацией общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Общение со взрослыми разворачивается на основе значительной самостоятельности дошкольника, расширения его познания окружающей действительности. Благодаря использованию ведущего средства общения — языка и постановке вопросов дети мощно пополняют свои представления о мире.
Дошкольники задают тысячи вопросов. Они хотят выяснить, почему солнце светит, откуда берутся дети, куда исчезает ночь, из чего сделаны звезды и многое другое. Находясь в роли слушателя, ученика, малыш требует отношение взрослого к нему как к партнеру, товарища.
Такое сотрудничество ребенка со взрослым называется познавательное общение. В дошкольном возрасте возникает и сопутствующая форма общения — личностная, которая характеризуется тем, что ребенок пытается обсуждать с взрослыми поведение и поступки других людей.
Формы общения дошкольников со взрослыми:
— Познавательная — постановка ребенком вопросв относительно окружающей действительности.
— Личная — обсуждение поведения и поступков людей.
Взаимоотношения дошкольника со взрослым приобретают познавательно-подражательного содержания — малыш в играх копирует деятельность значимого взрослого и задает ему многочисленные вопросы. Однако подражание ребенком взрослого становится сознательным и выборочным. Также родители остаются организаторами и регуляторами жизни ребенка, влияют на формирование его личности.
Для многих детей этого возраста характерно приобретение нового социального статуса — воспитанника детского сада. В основном привлечение ребенка к этому социальному институту имеет значительное положительное влияние, однако посещение детского сада может повлечь и некоторые негативные психологические последствия.
Психологические последствия посещения дошкольником детского сада:
Позитивные последствия:
— Интеллектуальное и моральное развитие;
— Обогащение коммуникативным опытом;
— Рост волевой регуляции за счет соблюдения режима.
Негативные последствия:
— Формирование стеснительности в следствии негативного опыта общения;
— Эмоциональная травма через резкое снижение общения с родителями;
— Заимствование у сверстников плохих привычек.
Особую привлекательность и значимость приобретают взаимоотношения дошкольника с ровесниками. Стойкий интерес к взаимодействию с другими детьми возникает в связи с усложнением игры и расширением сферы социализации дошкольника.
Общаясь со сверстниками, ребенок строит взаимоотношения не на основе подчинения, как со взрослыми, а с позиций равенства. Для развертывания системы общения дошкольника с ровесниками характерна следующая динамика, которую выделила психолог М. Партените:
Уровень социального взаимодействия дошкольников по Партените:
1. Параллельная игра (3 года)
— Параллельное выполнение игровых действий с одинаковыми игрушками;
— Способы взаимодействия еще отсутствуют.
2. Ассоциативная игра (3,5 — 4,5 года)
— Частичное взаимодействие с распределением игрушек;
— Координация игровых действий еще отсутствует.
3. Совместная игра(с 4,5 лет)
— Подчинение единому сюжету и правилам игры;
— Постоянное взаимодействие и согласованность на протяжении игры.
Развитие ребенкаСоциальная изоляция ребенка в среде сверстников имеет склонность усиливаться с возрастом.
Вследствие длительного взаимодействия дошкольников в детской среде появляются первые неустойчивые, преимущественно однополые группировки. Имеют место и проявления дифференцированных, но неустойчивых отношений к ровесникоам на основе симпатии. Среди дошкольников выделяются более популярные дети, претендующие на роль лидеров, и малыши, которых избегают ровесники.
Статус ребенка в среде сверстников существенно зависит от характера семейного взаимодействия. Так, авторитарная стратегия родителей дошкольника проецируется на попытки им угнетать и притеснять ровесников. Наличие, заботливых отношений ребенка с родителями, братьями или сестрами предопределяет успешность его адаптации в общении с другими детьми.
Общение дошкольника со сверстниками приводит к ряду психологических последствий:
формирование навыков социального взаимодействия,
совершенствование способности поддерживать разговор и делиться информацией,
выработка коммуникативной гибкости через подчинение и доминирование в ходе игры,
становления самооценки путем сравнения себя с другими детьми,
развитие эмпатии, способности к заботе.
Для дошкольного возраста характерны следующие противоречия, стимулирующие психическое развитие ребенка:
Базовые психические противоречия дошкольного периода
— Cтремление к схожести со взрослыми отсутствие возможности
— Новые познавательные потребности старые способы их удовлетворения
Данные противоречия обусловливают появление и закрепление в дошкольном возрасте новой ведущей деятельности — игровой, зарождение которой наблюдалось еще в предыдущем возрастном периоде.
Комментарии