В приучении к горшку главное – дать возможность ребенку сделать это самому. Важно, чтобы процесс протекал без принуждения и стресса, в согласии с индивидуальными ритмами ребенка, утверждает психолог Елена Анисимова.
ДЛЯ ОРИЕНТИРА
15 месяцев:
Малыш способен сказать, что испачкал штанишки.
18 месяцев:
Начинает интересоваться горшком и иногда соглашается сесть на него.
2–2,5 года:
Часто остается сухим днем, редко − ночью.
2,5 года:
Может самостоятельно сесть на горшок с конкретной целью.
В нашей культуре принято требовательно относиться к родителю. Каждый второй поинтересуется, ходит ли ваш ребенок уже на горшок, и если нет, то обязательно скажет, что уже давно пора и он знает мальчика (девочку), который уже в 1,5 года (а то и в год) этим полезным предметом уже вовсю пользовался. А потому, конечно, и вам надо постараться. Родители же зачастую очень внушаемы и легко поддаются на такого рода провокации. Почему же провокации, спросите вы? Не прав ли советующий приучать пораньше?
На это стоит ответить еще и еще раз: в приучении к горшку главное – это дать возможность ребенку приучиться к горшку самому, гармонично и без стрессов. А пораньше – это зачастую означает приучать еще не готового к этому, сопротивляющегося ребенка. Однако самому – не значит без вашего участия. Участие, безусловно, должно быть. Но не должно вызывать возражений со стороны малыша.
ДОЛОЙ СТРЕСС!
В действительности, львиная доля трудностей при приучении к горшку возникает оттого, что сами папы и мамы пребывают в состоянии стресса. Слишком уж многие люди давят на родителя, а родителю порой ничего не остается, кроме как отыгрываться на ребенке. А ведь за что бы вы ни взялись, будучи в состоянии стресса, это дело не окажется легким уже просто потому, что таково ваше к нему отношение – излишне серьезное. Впрочем, выход из кажущегося замкнутым круга, конечно, есть, стоит лишь взглянуть на ситуацию под другим углом зрения.
Первое правило гармоничного разрешения трудных ситуаций: не начинайте новых дел в состоянии стресса. Достаточно типична ситуация, когда кто-то напугал маму энурезом (который на самом деле диагностируется только после 5 лет), и она, стремясь восполнить кажущееся огромным в эту минуту свое упущение, наседает на малыша с требованиями. Налицо чисто эмоциональная реакция на ситуацию, сулящая всем одни лишь конфликты и потерю взаимопонимания. И этого можно избежать, просто сказав себе: «Стоп!» Первым делом после неприятной беседы осознайте, что вы сейчас в состоянии стресса, и, поймав себя на этом, измените маршрут. Направляйтесь не в комнату ребенка, а в какое-либо другое, уединенное место. Теперь, когда вы оказались один на один с собой, ваша задача – выплеснуть эмоции.
В нашей культуре не особо принято разговаривать с самим собой, и это создает известные трудности для такого излияния чувств. Вам поможет убежденность в том, что для вашего ребенка будет значительно лучше, если эта буря обрушится не на его голову. Ваша задача – освободиться от тяжелого груза, лежащего на душе, поэтому выскажите все, что вы думаете обо всей этой ситуации, ругайтесь. Вы скажете, что вам не по душе то, что может вылезти на свет? Ну так не оставлять же тогда это внутри себя!
НЕ ТОРОПИТЬ СОБЫТИЯ
Еще один фактор, способный помешать гармоничному и безболезненному приучению к горшку, – это спешка. Собственно говоря, спешка – также признак стресса: родитель спешит, а значит, боится не успеть. Причин для таких страхов может быть предостаточно, их с готовностью выдаст вам каждый второй доброжелатель. Давайте лучше поговорим о том, как хорошо и полезно не спешить. Начнем с того, что ребенок спешить не умеет, поэтому вы с громадьем планов на ближайшее обозримое будущее с ним не будете на одной волне. А значит, и взаимопонимания не получится. Родители спешат, они так привыкли: в магазин, поликлинику, и погулять надо успеть. Ребенок устроен иначе, он познает мир и обучается, погружаясь в то, с чем в данный момент взаимодействует. Иными словами, ориентирован на сам процесс больше, чем на результат. Так устроен ребенок, поскольку в процессе параллельно он решает еще огромное множество задач развития. Он растет и развивается каждую минуту и каждую минуту познает себя и мир, делая множество открытий в самых разных областях.
Рассмотрим наш пример. Перед ребенком 2 лет поставлена задача научиться ходить на горшок. Но что это значит для маленького человека? Во-первых, это усвоение самой идеи, что теперь справлять нужду надо не в подгузник, как раньше, а на горшок. Затем малышу предстоит понять, что отныне он не может писать в точности в тот момент, как он захочет, но ему надо научиться откладывать свою потребность, ждать, пока, во-первых, перед ним появится горшок, во-вторых, он освободится от одежды, ну и последнее – устраиваться на горшке тоже надо уметь! А это уже целый алгоритм, последовательность действий, которую предстоит выучить и освоить. Весьма вероятно, что по ходу дела ему надо будет осваивать также умение раздеваться. И все это время идет непрерывный процесс осознания себя в качестве управляющего, главнокомандующего своим телом, его функциями, осознание своих расширяющихся возможностей, власти над своим телом.
Приучение не может произойти за пару недель уже потому, что в это время формируется не только само поведение, но и отвечающие за него зоны мозга, если, конечно, не начать приучать малыша в 3−4 года, когда мозг уже более развитый и процесс может проходить значительно быстрее. Обучение произвольной регуляции мочеиспускания – стимул для мощного развития лобных отделов головного мозга, отвечающих как раз за произвольные действия. И раньше, чем сформируется соответствующая зона мозга, освоение горшка невозможно, а процесс это небыстрый и требующий к себе уважения. Поэтому же не стоит торопиться и приучать ребенка к горшку как можно раньше – до 2 лет: мозгу малыша еще надо созреть для таких подвигов. Управление своим телом и его органами – важнейшая задача развития, и ее нельзя решать наспех.
ПРОВЕРИМ ГОТОВНОСТЬ:
Малыш остается сухим днем 1,5–2 часа.
Испытывает дискомфорт от мокрых штанишек.
Понимает обращенную к нему речь.
Пытается или уже умеет снимать одежду.
Жестами, мимикой или словами показывает, что хочет в туалет.
Слушайтесь своей интуиции, ведь ваш ребенок индивидуален! Никто, кроме вас с вашим тонким материнским чутьем, не может знать, пора ли вашему чаду уже ходить на горшок.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Предлагайте ребенку садиться на горшок, только не с позиции просителя, а как человек, посвящающий малыша в его новые возможности. Объясните ему так же, как бы вы объясняли взрослому, что теперь он будет учиться пользоваться горшком. Не бойтесь, что малыш вас не поймет, такая беседа создаст между вами волну доверия на эмоциональном уровне, малыш почувствует, что вы общаетесь с ним на равных, а при взаимном доверии процесс обучения продвигается во много раз легче. Вообще рассказывайте ему побольше на эту тему, заинтересуйте его, расскажите про зверей, которые ходят в туалет в определенные места (особенно это уместно, если у вас дома есть животные), можно взять игрушку и ее сажать на горшок. Объясняя и рассказывая это, вы говорите с малышом на его языке, превращаете приучение к горшку в игру и заодно посвящаете его в его новые возможности, и он становится вашим союзником, а не кем-то, кого надо перевоспитывать.
Что еще не надо делать ни при каких условиях – нельзя стыдить за мокрые штаны (чувство стыда – не самое лучшее из наших чувств). Помните, что ваше отношение к этой теме навсегда врежется в сознание вашего ребенка и незаметно будет влиять на отношение к себе и своим половым органам у уже взрослого человека. Наиболее здоровое отношение, которое вы можете продемонстрировать, – это отмечать его достижения в сфере освоения горшка и не ругать за промахи, и тогда вы посеете в будущих мужчинах и женщинах семена уверенности в себе: «Сходил в горшок – молодец!», «Намочил штанишки – не беда, давай попробуем теперь сходить на горшок, как делают большие мальчики».
ГЛАВНОЕ – ТЕРПЕНИЕ!
По своей природе дети вовсе не являются непослушными, как иногда думают родители; напротив, они очень любят подражать взрослым и охотно перенимают то, что родители предлагают им. Все дело в том, чтобы именно предлагать, настойчиво, часто, но предлагать, а не давить, потому что именно когда начинается давление, дети становятся непослушными. В нашем обществе давление настолько принято, что мы порой и сами не замечаем, когда начинаем кого-то принуждать делать то, что мы хотим. Проведите эксперимент и посмотрите: когда ваше чадо перестало вас слушаться, что вы делали перед этим? И если замечаете со своей стороны принуждение, ослабьте хватку, не бойтесь, что малыш вас не поймет, проявите терпение и настойчивость. В противном случае ваше взаимодействие с ребенком превратится в борьбу.
Либо же причина непослушания может таиться в другом – часто вы сами не уверены до конца в том, что хотите получить от ребенка: с одной стороны, нужно или хорошо бы уже ему ходить на горшок, но, с другой, все же вас гложут сомнения, что такое возможно в ближайшее время. В этом случае просто вам самой надо привыкнуть к мысли, что ваш малыш уже достаточно взрослый для горшка, ведь, как это ни странно, но маме тоже надо «дозреть» до мысли, что ребенок уже способен к какому-то делу.
ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ
В действительности, в любом деле одна из самых главных помех – наши сомнения в успехе предприятия, поэтому наша внутренняя борьба оборачивается внешними трудностями и препятствиями, которые мы сами же себе и создаем своим неверием. Как такое возможно? Ребенок, как и любой другой человек, «считывает» с нас наше состояние, и это так же легко, как и прочитать строку в книге (конечно, тому, кто умеет читать). Как вы думаете, отличается ли человек, уверенный в чем-то, от человека сомневающегося? Поза, мимика, интонации, поведение – все отличает этих людей. Вот и ваш малыш не будет верить в успех, пока вы сами в него не поверите. И рецепт в данной ситуации может быть только один – поговорить с собой начистоту, достать эти скрытые сомнения, от которых так хочется избавиться, и посмотреть им прямо в лицо. И тогда − кто знает? − может, вы и сами подумаете и скажете: «А и правда, куда спешить? Ему ведь действительно еще рано, успеем мы все в свое время».
Комментарии