Одна из причин, побудившей нас к этому разговору — это увеличение случаев нарушения слуха среди различных категорий населения (от 3 до 6 детей с нарушениями слуха на 1000 новорожденных, а у людей зрелого и пожилого возраста эта цифра достигает 10%). К сожалению, ситуация пока не меняется к лучшему. И причины тому могут быть разные. Например, до сих пор не все делают прививку против краснухи.
И если женщина заболеет ней в первом триместре беременности, ребенок может родиться с неизлечимой глухотой. Непростая ситуация и с наследственной глухотой. Анализ распространения и частоты этой патологии приводит к серьезным выводам: не менее одного носителя гена наследственной глухоты на сто человек! Именно об этом — в разговоре с врачом Центра слуховой реабилитации Вячеславом Эдуардовичем.
Кор.: Какой может быть глухота?
В.Э.: Выделяют глухоту врожденную и приобретенную после рождения. Разница между этими типами глухоты и тугоухости в том, что при врожденных формах нарушается формирование органов слуха у зародыша, а приобретенные формы — это нарушение нормально сформированных органов слуха вследствие различных неблагоприятных воздействий. Еще выделяют наследственную и ненаследственную глухоту и тугоухость. Наследственные формы могут передаваться из поколения в поколение.
Кор.: Какие типы глухоты встречаются чаще всего?
В.Э.: Если рассматривать нарушения слуха у детей, то оказывается, что половина (!) всех случаев глухоты и тугоухости приходится на наследственные формы, примерно одна четверть — на ненаследственные формы, в остальных случаях причины глухоты неизвестны. У ученых есть все основания полагать, что среди случаев нераспознанной глухоты примерно половина все же имеет наследственное происхождение. Итак, из ста детей, у которых слабый слух, примерно шестьдесят унаследовали нарушения слуха от родителей.
Кор.: В чем разница между врожденной и наследственной глухотой?
В.Э.: Причина врожденной ненаследственной глухоты — повреждение органов слуха зародыша. Обычно такая глухота — результат воздействия на плод во время беременности различных инфекций (краснуха, сифилис, цитомегаловирус и др.)., Химических веществ, радиации и т.д.. Такая глухота по наследству не передается. Причины врожденной наследственной глухоты — сбоев в генах, несущих информацию о развитии органов слуха зародыша. Чаще всего эти сбои есть уже в организме родителей, ребенок только наследует их от матери или отца. Наследственная глухота может передаваться от родителей детям, из поколения в поколение.
Кор.: В чем коварство наследственной глухоты?
В.Э.: Об этом следует поговорить отдельно. В 60% случаев дети унаследовали глухоту от родителей. Печально, но, увы, — это правда. «Как же так? Ведь у нас нет нарушений слуха, причем здесь наследственность? »- Спрашивают родители детей, у которых слабый слух. Объясняется это тем, что наследственная глухота передается детям по особым генетическим законам, которые называют типами наследования.
Кор.: Как наследуется глухота и тугоухость?
В.Э. : Тип наследования глухоты зависит от «силы» гена. Как известно, все гены у человека парные. В каждой паре один ген унаследован от матери, а другой — от отца. Внутри пары между генами идет будто соревнование за то, какой ген себя проявит. Есть «сильные» гены, которые всегда «выигрывают» такое соревнование. Их называют доминантными (господствующими). Гены, которые «проигрывают», называют рецессивными. Такие гены проявляют свой признак только тогда, когда соревноваться не с кем, то есть оба гена в паре одинаковые — рецессивные.
Глухота и тугоухость тоже могут рассматриваться как доминантные и рецессивные признаки. Поэтому при доминантной глухоте ситуация выглядит так: отец (мать), имеющий один поврежденный ген, всегда сам страдает нарушениями слуха. Если он передает такой же ген своему ребенку, то и у малыша слух тоже будет небольшой. Несколько иная ситуация при рецессивной глухоте: человек, имеющий один поврежденный ген, слышит хорошо, потому что другой парный ген подавляет его, не давая возможности проявиться. Чаще носители рецессивного гена даже не подозревают о нем.
Однако, если два таких носители поженятся, то каждый из них может передать ребенку именно такой ген. Если два рецессивных гена встретятся в организме малыша, они проявляют свое действие. То есть, у родителей, которые хорошо слышат, может родиться глухой ребенок! Именно рецессивная глухота встречается чаще других нарушений слуха. Ошибкой не будет, если мы скажем, что среди каждых ста человек есть хотя бы один носитель рецессивного гена глухоты (на практике это встречается чаще).
Кор.: Какие возможности имеет медицина для лечения и профилактики врожденной или наследственной глухоты?
В.Э.: Сейчас методов лечения, которые бы полностью восстанавливали слух при врожденной и наследственной глухоте, не существует. И здесь главное — профилактика и ранняя диагностика. Людям, которые уже имеют такие нарушения, может помочь только использование слуховых аппаратов и система педагогической реабилитации.
Кор.: Что дает ранняя диагностика?
В.Э.: Если мозг не получает звуковой информации, нарушается функция языка. Ребенок, не слыша своего голоса и голоса родных, перестает разговаривать. Наступает дисфункция работы головного мозга и, как следствие, отставание в умственном развитии. Своевременное слухопротезирование позволит решить эту проблему. Но залогом успеха является комплексная диагностика слуха (аудиометрия, импедансометрия, отоакустической эмиссии, слуховые вызванные потенциалы) для выявления места поражения и степени снижения слуха.
Кор.: Что Вы можете посоветовать людям, которые находятся в группе риска?
В.Э.: Изучите свою наследственность. Поинтересуйтесь, не было у ваших родственников (родственников мужа или жены) нарушений слуха. Если были, то когда и в связи с чем появились? Разобраться с вашей наследственностью поможет врач-генетик (выявление риска глухоты у вашего будущего ребенка). Понаблюдайте за развитием своего ребенка с первых дней рождения. Если ребенок не обращает внимания на достаточно громкие звуки, часто бывает невнимательным, речь ее малопонятная, будто «смазана», или же она не разговаривает вовсе — вам обязательно нужна консультация врачей-специалистов: сурдолога или аудиолога. Они проведут необходимые объективные и субъективные обследования, которые дадут ответ на ваш вопрос: есть ли у вашего ребенка снижение слуха, или нет.
Как узнать хорошо ли слышит ребенок
Ребенок слушает трубку телефонаТакого просто не может быть! Это первая реакция любой мамы на предположение врача о том, что у ребенка возникли проблемы со слухом. Но неужели вы сами не замечали, обращаясь к ребенку, что то не так?! Почему он не реагирует на свое имя? Не волнуется, слыша незнакомые громкие звуки? Не обращает внимания на дверной или телефонный звонок?
Поверить трудно? — Проверьте. Не теряйте времени зря. Возьмите предметы домашнего обихода, любимые игрушки ребенка и действуйте.
Для проверки нужны совсем простые приспособления: кастрюля; ложки, металлическая и деревянная; жестяная баночка из-под кофе, наполненный монетами; резиновые, с разной частотой звучания, игрушки. Шумите, гриміть и наблюдайте. Если реакции будут неясными или их совсем не будет, насторожтесь. Это обследование не является достоверным, по нему нельзя поставить диагноз, но можно получить примерное представление о состоянии слуха ребенка.
Часто слышу от родителей: мой ребенок прекрасно слышит музыку, он в такт двигает ручками, когда я включаю музыкальный центр, а вы утверждаете, что у него потеря слуха. Как же такое может быть?
Конечно, ребенок слышит музыку. Но не так, как вы. Колонки музыкального центра создают достаточно мощную вибрацию, она ощущается не только на слух, но и воспринимается телом, поэтому такой проверки недостаточно. Ребенок, который имеет потерю слуха, при этом слышит и не слышит.
После первого этапа проверки слуха должен наступить второй, даже если вы увидели реакцию на звучащие предметы: ваш малыш поворачивал голову или пожимав плечами при появлении звука, может, искал место его появления глазами.
Второй этап тоже не требует особых технических средств. Заполните баночки из-под кофе манной крупой, рисом, сахарным песком, мелкими камешками, возьмите газету и фольгу. Трясите банки, теребите как можно громче газету и фольгу. И следите, следите внимательно за своим сокровищем. Если его поведение никак не изменилась, если он ни капельки, ни граммуль ки не заинтересовался звуком, срочно идите к специалистам.
Проводя свои исследования, не забудьте самого главного: ребенок еще маленький, ему не понять важность задачи, не требуйте от него больше, чем он может. Проверка должна проводиться тогда, когда малыш не хочет спать, не голоден и готов общаться. Наиболее оптимальное время — через 1-2 часа после утреннего кормления.
Наблюдайте за ребенком, только не спешите с выводами. Эта работа не одного дня. Если вы видите, что реакции на звук нечеткие или зависят от расстояния между малышом и звучным предметом, вам необходимо пройти специальное аудиологическое обследование у специалиста-сурдолога. Комплекс обследования маленького ребенка должен включать: отоакустическую эмиссию, которая показывает, есть у ребенка снижение слуха или нет, и компьютерную аудиометрию, которая показывает потерю слуха в высокочастотном диапазоне (от 2 до 4 кГц).
Эти методы обследования являются объективными, то есть они не требуют активного участия ребенка. Но для установления точного диагноза необходимо проведение игровой тональной аудиометрии, которая показывает степень потери слуха по всем частотным диапазонам. Именно тональная аудиометрия необходима для окончательного диагноза, подбора и настройки слухового аппарата.
Такая комплексная диагностика слуха у детей и взрослых на уровне волосковых клеток внутреннего уха и коры головного мозга проводится на современном аудиологическом оборудовании, впоследствии удачно сочетается диагностически-лечебная и коррекционная слуховая работа.
Комментарии