Привет, горшок! Теория приучения к опрятности

Привет, горшок! Теория приучения к опрятности

«Мать необходима младенцу во время выделения так же, как необходима во время кормления», — пишет в своей книге «Мать и дитя» известный английский психоаналитик Дональд Вудз Винникотт. В главе, посвященной окончанию процесса пищеварения, он подробно говорит о том, почему и как мама должна быть участницей выделительных процессов, происходящих с малышом. Особенное внимание он уделяет тому, что мама, помогающая малышу опорожниться, закладывает прочный фундамент для нежных и доверительных взаимоотношений с ребенком.

Примечательно, что эта книга — труд не какого-то новомодного противника использования одноразовых подгузников. Винникотт создал свои основные произведения в середине прошлого века. Описывая современную ему практику обеспечения чистоты младенца, он говорит о важности наблюдения за ритмом выделений и о необходимости своевременных откликов на призывы еще не говорящего и не ходящего ребенка, сигналящие о том, что он хочет пописать или покакать.

Как это было
В разных странах и культурах «приучение к горшку» происходило, конечно же, по-разному. Однако все равно можно выделить один общий момент: к тому возрасту, когда ребенок был готов передвигаться самостоятельно, окружающие его люди уже успевали выучить те сигналы, которые он подает перед опорожнением, и помогали ему «сходить в туалет». В начале XX века во всех странах практиковалось высаживание ребенка: в нужный момент его просто держали под коленочки над нужным местом. Примерно в возрасте одного года дети были способны самостоятельно контролировать дефекацию и мочеиспускание, пользуясь общепринятым местом и хорошо умея распознавать сигналы своего тела. К слову упомянем, что обязательным условием приема ребенка в советские ясли было умение самостоятельно пользоваться горшком в возрасте 1,5 лет!

Ритм выделений напрямую связан с ритмом кормлений. Поэтому как только во второй трети прошлого века стала внедряться идея кормления грудью не по потребности младенца, а по строгому режиму, одинаковому для всех, было рекомендовано упорядочить и работу выделительной системы. Как это происходило на практике? Нужно было в обязательном порядке насильственным образом опорожнять кишечник ребенка два раза в день, утром и вечером после купания, если он сам не успевал покакать в течение пяти минут после окончания мытья. Для этого предлагалось вставлять в анальное отверстие малышу кусочек мыла. Позже для этой цели использовались трубочки, клизмочки и свечки.

Конечно же, «приучение к горшку» в этом виде стало приводить к большим проблемам со здоровьем и психикой у детишек. Вследствие такого плачевного результата в шестидесятых годах в Америке было рекомендовано вообще отменить высаживание, а само словосочетание «приучение к горшку» стало прочно ассоциироваться с насилием над природой детей. Именно в это время были изобретены первые одноразовые подгузники.

Компании, производившие их, озвучивали свои цели как гуманные: оставьте ребенка в покое до тех пор, пока он не будет готов к самостоятельному пользованию горшком. С тех пор возраст «готовности» постепенно отодвигался все к более позднему — в том числе и потому, что научного определения этого слова так и не появилось. Многие родители буквально годами ждут, когда же повзрослеет их ребенок. А фирмы, выпускающие одноразовые подгузники, переживают свой «золотой век»: если в 1962 году всего 1,4% малышей в возрасте 5 лет были недостаточно хорошо обучены ходить на горшок, то в 1999 году эта цифра составила от 15 до 20%. Сложно представить себе цивилизацию, в которой двух-трехлетние дети какали бы себе в штанишки и мочили по 5-10 комплектов одежды за сутки! Но именно такой цивилизацией сегодня стала наша…

Немного физиологии
Представим себе абсурдную картинку: младенцу туго связывают ноги, не позволяя пользоваться ими до тех пор, пока он не будет готов учиться ходить. Как вы думаете, у такого ребенка есть шансы сделать первые шаги в определенные природой сроки? Если вы ответите «нет» — значит, вы хорошо осведомлены об этапах развития двигательной функции человека.

Выделительные процессы — тоже отдельная функция в человеческом организме. У нее есть свои этапы и условия для развития, варианты нормы и строгие сроки нормального дозревания. Вряд ли в научных терминах об этом знали наши прабабушки. Но это не мешало им помогать развиваться выделительной функции у своих детей: младенцев очень рано обучали, что надо сделать для того, чтобы оставаться в чистоте, сухости и комфорте в области гениталий.

«Цивилизованным» мамам для того чтобы начать высаживать малыша, важны именно научные аргументы, свидетельствующие о том, что не следует верить рекламе и держать младенца до двух лет в одноразовом подгузнике. Поэтому предлагаем вам краткий рассказ о физиологическом и психологическом аспекте развития выделительной системы.

Когда ребенок начинает проситься «на горошок»
Среди набора рефлексов, которыми обладает здоровый младенец после покидания утробы, есть мочеиспускательный рефлекс. Как проявляется его действие? Перед каждым опорожнением ребенок начинает хныкать, вертеться, стучать ножками и проявлять другие признаки дискомфорта. Как только выделение завершилось — он успокаивается. Обычно малыш зовет на помощь достаточно долго и настойчиво, особенно если хочет освободить кишечник. Примерно в 50% случаев, когда кроха начинает плакать, он просто хочет сходить в туалет и ждет правильной реакции со стороны родителей.

Как и любые другие рефлексы новорожденных, мочеиспускательный рефлекс угасает примерно к трем месяцам. До этого момента у родителей есть шанс научиться распознавать сигналы, свидетельствующие о желании опорожниться, и наладить четкое и грамотное взаимодействие с малышом в ответ на его призывы о помощи. Самое правильное, что нужно сделать, если кроха сигналит о потребности пописать или покакать — это высадить его. Теперь вы догадываетесь, что не ребенка надо «приучать к горшку», а его родителям стоит вовремя научиться понимать, как и когда он «просится на горшок»?

Что такое «высаживать на горшок»
Выше мы уже упоминали, что в настоящее время этот термин дискредитирован ошибочными рекомендациями педиатров в прошлом веке. Поэтому для исключения путаницы или негативной ассоциации мы будем пользоваться другим: подержать над тазиком.

Держат детишек обычно под коленочки, подводя ножки к животику. Пока ребенок еще не сидит — малыша укладывают полулежа у вас на руках (в некоторых народностях матери располагают кроху на своих ногах). Можно прислонить его спинку к вашему животу. Другим деткам комфортнее ходить в туалет, находясь в том же положении, что и для кормления. В любом случае, если вы собираетесь практиковать высаживание с вашим малышом, обязательно ознакомьтесь со всем многообразием удобных поз. Они варьируются в зависимости от ситуации (дома, в гостях, в дороге, на природе), от времени суток, от емкости, в которую вы планируете «собрать» выделения ребенка, а также от стартовых данных высаживающего взрослого: его рост и объем, пол и степень родства по отношению к крохе.

В России детишек обычно держат над тазиком. Но для высаживания можно использовать и раковину, и одноразовую пеленку, и газон, и большую ванну, и детский горшок, и взрослый унитаз — в общем, всё, что, по вашему мнению, подходит для этой цели. Главное условие — подходящее место должно быть в шаговой доступности от вас с малышом. Иначе вы рискуете не успеть, а при очень частых мочеиспусканиях, характерных для детей младше трех месяцев, — элементарно устать каждые 10-15 минут бегать с ребенком «на горшок».

Днем взрослому удобнее стоять, пока он держит писающего или какающего младенца. Ночью за чистотой крохи обычно следит кормящая мать — поэтому высаживать ей удобнее сидя, не сходя с кровати. Самый распространенный способ — приложить к груди завозившегося во сне малыша и, не отрывая его от сосания молочка и не будя, подержать над предусмотренной для собирания выделений поверхностью.

Собственно горшок появляется в любом возрасте. Он может просто использоваться как вариант емкости, над которой держат младенца. Внимание! Одна из самых распространенных ошибок, которая приводит к дополнительной дискредитации термина «высаживание», состоит в насильственном сажании ребенка на горшок. Ничего подобного никогда делать не надо! Он сам при желании сядет туда, когда научится ходить и присаживаться. Высаживание — это всего лишь имитация сидячей позы с помощью взрослого человека, а также помощь при опорожнении, если подросший малыш выбрал другое положение тела (например, стоя).

Как мы уже упоминали выше, в разных культурах по всему миру принято делать это по-разному. У ребенка наступит период, когда он абсолютно самостоятельно заинтересуется вопросом: «А куда же ходят взрослые?». Обнаружив, что все окружающие его люди делают это в специально отведенное место, кроха тоже начнет использовать для своих «дел» привычную ему емкость. Ею может оказаться и обычный унитаз, и знакомый малышу тазик, и собственно сам горшок (особенно, если он был представлен ребенку как «унитаз для детишек»). Именно на этом этапе, при минимальных технических подсказках со стороны родителей, достигается полная автономность маленького человека в решении своих «горшочных дел»: почувствовал надобность — дошел до нужного места — разделся — сходил — оделся — убрал за собой.

Как развивается выделительная функция
Регулярный отклик родителей при позывах ребенка к опорожнению приводит к формированию у малыша стойкой и сознательной модели поведения: он учится содержать себя в чистоте и постепенно в совершенстве овладевает навыками хождения в туалет. Какие этапы ребенок проходит на этом пути?

Новорожденный, так же как и взрослый человек, сознательно подает сигнал своему организму, расслабляющий нужные сфинктеры для выведения мочи и кала наружу. То есть ребенок писает и какает только тогда, когда принял решение сделать это. До момента самого опорожнения он активно подает сигналы — именно в этом проявляется мочеиспускательный рефлекс. Задача первого периода — наладить четкое взаимодействие взрослого и малыша. Малыш сигналит о своей потребности, а взрослый обучается различать эти просьбы среди других и начинает регулярно высаживать кроху.
С двух месяцев ребенок хорошо контролирует дефекацию и мочеиспускание. У него выработались четкие ритмы «больших дел» и прежде чем покакать, он зовет определенным образом на помощь маму. Мочеиспускания во время бодрствования тоже имеют свою ритмичность, которая изменяется в зависимости от возраста и степени дозревания мочевого пузыря. Спит малыш сухим, писая при пробуждении и проявляя характерное беспокойство во сне при позывах к «маленькому делу». Основная задача этого периода — высаживать всегда, когда вы чувствуете, что ребенку хочется в туалет. Чем грамотнее реагируют родители на выделительные потребности ребенка, тем все более совершенно он ими управляет.
Следующие этапы связаны с изучением ребенка своего тела, овладением двигательными и социальными навыками. Малыш успешно просит высадить его, хорошо ходит в туалет по требованию со стороны взрослого. Однако для полного овладения выделительной функцией ему еще необходимо пройти много стадий, на которых он в исследовательских целях не всегда «просится на горшок».
2-4 месяца: прислушивается к звукам и ощущениям при опорожнении.
4 месяца: находит свои половые органы. Исследует их, продолжая формировать представление о своем теле, — так же, как некоторое время назад изучал свои руки. Начинает ассоциировать половые органы с выделительными процессами: например, любит писать под себя, лежа на животе. Как вы уже, наверное, догадались, с этого времени хорошо бы не перегружать низ малыша одеждой (для этого часто ребенка держат лишь в кофточке, без ползунков или штанишек). Только так он сможет успешно пройти следующие этапы дозревания выделительной функции.

5 месяцев: может задержать опорожнение, если оно началось не в правильном месте, и продолжить в нужном. Продолжает устанавливать взаимосвязь между причиной и следствием выделительных процессов.

6 месяцев: бурный период развития выделительной системы. Малыш начинает исследовать, что же именно он делает. Изучает лужи, размазывает фекалии. В общем, с гордостью осознает радостный факт: это — его «творения» и личная собственность! Важна правильная реакция матери на подобные исследовательские эксперименты.
7-9 месяцев: изучение связи между действием и продуктом. Начинает проявлять самостоятельность в выборе положения для высаживания. Хочет делать свои дела стоя, наблюдая весь процесс поближе. Может подставлять руки, наклонять голову. Осмысливает то, как он это делает.
10 месяцев: первые попытки автономности. Писаю и какаю, когда хочу и куда хочу. Отказывается сотрудничать со взрослым, сопротивляется попыткам высаживать его, предпочитает делать свои дела втихую, один. Очень деликатный этап, требующий терпения и понимания со стороны родителей.
11-12 месяцев: решает вопрос «куда и как мои продукты деваются после выделения?». Изучает впитывающую способность разных поверхностей, спускает воду в унитазе, пробует мыть тазик, не разрешает снимать намокшие штаны — интересен процесс падения температуры выделенной жидкости.
Второй год жизни: изучает, как ходят в туалет остальные. Стремится наблюдать за мамой и папой, другими детьми. Хочет подражать им. Достигает полной автономности в реализации собственных выделительных потребностей.
Вот примерно так выглядит естественное развитие способности «ходить на горшок». Если не верите — расспросите бабушек и прабабушек или совершите этнографическую экспедицию в любую страну, где не налажен массовый сбыт одноразовых подгузников.

О том, как пройти этот путь вместе со своим малышом, мы расскажем в следующей статье.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>