Статей о том, как развивать детские литературные таланты, не так уж и много. Быть может, причиной тому сама природа Слова, стихии куда менее осязаемой, чем, к примеру, рисунок. Особенно когда речь идет о ребенке, для которого Слово обладает пока первозданной свежестью и незамутненностью смысла, а грань между обыденной речью и литературным творчеством прозрачна и размыта.
С чего начинается творчество?
Собственно, с открытия, что привычные слова повседневного общения можно использовать в иных, неутилитарных целях, и начинается Поэзия.
Почему именно поэзия? Ведь прозу-то сочинять легче? Только на первый взгляд. Ведь именно поэтический текст, благодаря своему особому устройству, разительно отличается от обыденной речи и позволяет создавать законченные произведения даже при очень малых объемах. Двустишие или тем более четверостишие, организованное при помощи ритма или рифмы, — уже законченный поэтический текст.
Если мы посмотрим на историю мировой литературы, первыми известными нам литературными текстами в рамках любой культуры всегда будут именно тексты поэтические. Литературная же проза появляется всегда на несколько столетий, а то и тысячелетий позже, чем поэзия. И малыш, повторяя в своем индивидуальном развитии путь становления человечества, сначала открывает в себе поэтический дар и лишь затем — прозаический. Как очень точно заметил Корней Чуковский: «В начале жизни мы все — стихотворцы и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой». И сегодня наш разговор — о детском поэтическом творчестве.
Вундеркинд или графоман?
Чаще всего родители в своем отношении к детским литературным опытам склоняются к одному из двух полярных мнений. Одни с трепетом ловят и записывают каждое рифмованное двустишие, всерьез обсуждают литературные достоинства и недостатки детских шедевров, шлифуют их и редактируют, публикуют творения своих чад в своих онлайновых дневниках. Словом, относятся к детским поэтическим экспериментам как к проявлениям настоящего таланта. Другие, напротив, не воспринимают неуклюжий поэтический лепет малыша всерьез, считая его проявлением графоманства: что это за стихи, мол, такие — ни склада, ни лада, и говорить не о чем.
Истина, как всегда, лежит, посередине. Вне всякого сомнения, детские стихи имеют совершенно иную природу, чем взрослые.
Прежде всего, потому что предназначены для крайне узкого круга адресатов: папы, мамы, бабушки. Именно их эмоциональный отклик важен для крошечного поэта. Кстати, большинство детей наотрез отказывается читать свои произведения публично именно потому, что они носят глубоко интимный характер.
В стихах для ребенка форма важнее смысла. Ему нравится подбирать красивые созвучия, играть ритмам и рифмой. Поэтому детям так нравится сочинять поэтические нелепицы, где форма может полностью довлеть над содержанием. В этом отношении многие детские стихи ближе к английской поэзии абсурда или к нашим русским поэтам-авангардистам начала двадцатого века (футуристам, абериутам), чем к классическим образцам поэзии.
Процесс детского поэтического творчества гениально описала Ирина Токмакова:
А я придумал слово,
Смешное слово Плим.
Он прыгает и скачет:
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
Осторожно… творчество!
Из всего сказанного выше следует несколько очень важных правил.
Детские стихи предназначены исключительно для внутрисемейного чтения. Иногда они могут быть предназначены даже лишь для одного члена семьи. Демонстрировать их посторонним, особенно без согласия самого автора, настаивать, чтобы ребенок исполнял их публично, — значит грубо нарушать природу детского творчества. Возможно, малыш, чтобы заслужить одобрение старших, и согласится на это, но стихи, сочиненные ребенком «для широкой аудитории», утратят свое главное очарование — интимность и непосредственность. Тем более недопустимо участие ребенка в любых поэтических конкурсах.
Детский поэтический текст целостен и самодостаточен. У него есть своя внутренняя логика и свои законы. Ни оценивать его с точки зрения канонов «взрослой» поэзии, ни, тем более, вносить в него какую бы то ни было правку ни в коем случае нельзя. Помогать малолетнему поэту можно лишь в том случае, если он сам об этом попросит.
Малыш ждет от вас эмоционального отклика на свое творение. То есть, отрицательная или даже нейтральная оценка не предполагается вообще. Вы можете только хвалить и восхищаться.
Дети пишут стихи с разной интенсивностью. Кто-то сыплет шедеврами ежедневно, кого-то муза посещает не чаще раза в месяц. А кого-то вдохновение озарило лишь однажды. Не тормошите малыша, не требуйте от него новых шедевров, не показывайте своего разочарования, если они не появляются. Вообще не стоит чрезмерно акцентировать внимание как на творческих успехах, так и на неудачах. Иначе у малыша может создастся впечатление, что ваша любовь не безусловна, зависит от его поэтических взлетов. А этого, естественно, допускать ни в коем случае нельзя.
Поэты и рифмоплеты
Научить быть поэтом невозможно, да, конечно же, и не нужно. А вот играть рифмами, сочинять складные и забавные поэтические безделушки может научиться практически каждый. И это очень полезно для развития детского интеллекта. Поэтические игры:
способствуют формированию фонематического слуха
развивают чувство ритма
расширяют словарный запас
активизируют ассоциативное мышление и интуицию
повышают интерес к поэзии как таковой
Играть в литературные игры полезно и поэтически одаренным детям, и тем, кто самовыражается другим способом (через рисунок, пение, танец), а к словесному творчеству более или менее равнодушен.
Следует, однако, помнить, что поэтические игры, как и любые развивающие игры вообще, приносят пользу, лишь когда они в радость. Никогда не заставляйте ребенка участвовать в игре против его желания, какой бы полезной она вам ни казалась. Хвалите кроху за любые, даже самые крохотные успехи, а на неудачах старайтесь вообще не фиксировать внимание. Всегда прекращайте игру раньше, чем ребенок станет проявлять первые признаки усталости или скуки. Помните, что играть могут только равные, поэтому старайтесь не сбиваться на «родительские» интонации, не делайте замечаний, не одергивайте кроху. Расслабьтесь и получайте удовольствие от игры.
Докончи строчку (2-3 года)
Многие родители, рассказывая крохе хорошо знакомое ему стихотворение, делают паузу перед последним словом, чтобы малыш смог сам угадать рифму. Детям обычно такая игра страшно нравится, и годам к трем они прекрасно понимают, что такое рифма. Попробуйте разнообразить игру, слегка усложнив ее. Предложите крохе докончить поэтическую строчку неизвестного стихотворения с очевидной рифмой:
По тропинке мы идем.
Ни за что… (не упадем).
Злой волшебник
Злой волшебник заколдовал стихи. Вот как они теперь выглядят:
Хозяйка бросила зайку.
Зайка остался под дождем.
Не мог слезть со скамейки,
Промок весь до ниточки.
Как расколдовать несчастные стихи? Оказывается, в стихах каждое слово стоит на своем месте. Только тогда они становятся стихами. Стоит переставить слова, и злые чары рассеются!
Аплодисменты (3-4 года)
Для этой игры нам понадобятся ладошки. Вы называете пару слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если рифма есть, и поднять ручки вверх, если слова не рифмуются. Песок-носок: хлоп! Стол-стул: ручки вверх!
«Четвертый лишний» (4-5 лет)
Вы называете четыре слова, а ребенок должен выбрать из них то, которое не рифмуется с тремя остальными. Например, в цепочке «мимоза, берёза, коза, заноза» лишнее слово, понятно, «коза».
Рифмованное лото (с 4 лет)
Приготовьте карточки, на которых изображены рифмующиеся предметы: мишка-шишка-книжка, часы-усы-трусы, ложка-картошка-ладошка и т.д.
Карточки перемешивают и раздают поровну участникам. Начинающий кладет на стол любую из своих карточек и громко называет слово. Остальные ищут у себя и выкладывают рядом рифмующиеся слова. Затем следующий по кругу игрок кладет на стол свою карточку и читает слово, а остальные выкладывают карточки со словами-рифмами, если они у них есть. Выигрывает тот, кто первым остался без карточек.
Буриме (с 5 лет)
Прекрасно развивает поэтические способности классическая игра буриме. Вначале выбирается рифма (ее могут загадывать все участники игры по очереди). Потом все пишут по стихотворению и сравнивают, у кого что получилось. Начинайте с простых рифм: зайка-стайка-шкатулка-булка.
Интересно писать свои стихи, используя рифмы из известных стихотворений. К примеру — на пол-лапу-брошу-хороший. Условие — получившееся стихотворение не должно быть похоже на оригинал.
Еще одна разновидность буриме — монорим.
В этой игре берется одно слово-основа, и все стихотворение должно быть построено на одной одинаковой рифме. Все играющие придумывают по кругу по одной строчке. К примеру, выбираем слово «утка» и сочиняем такое стихотворение:
Жила-была на свете утка,
Она любила незабудки.
Они цвели в ее желудке.
А это, знаете, не шутки!
Для более опытных «рифмоплетов» будет полезна игра «Акростих». Это такое стихотворение, в котором каждая строка начинается на определенную букву. Если прочитать подряд эти буквы, то должно получиться какое-то слово. Попробуйте обыграть имя малыша и его друзей или придумать акростих в подарок папе или бабушке.
Более сложной разновидностью акростиха является тавтограмма, в которой все слова начинаются с одной и той же буквы.
Стихи на случай
Если крохе нравятся поэтические игры, их можно использовать, чтобы писать стихи на случай. К примеру, сочинить шутливое поздравление папе или бабушке ко дню рождения, веселый поэтический отчет о летнем путешествии или даже целую пьесу для домашнего представления. Вместе с любящими родителями крохе все под силу.
Станет ли он поэтом? Кто знает… До этого еще очень далеко. Да это и не главное! Куда важнее, что кроха познает радость совместного творчества, научится чувствовать красоту поэтического слова. И ради этого стоит постараться!
Комментарии