Задача со звездочкой — заинтересовать подростка школьным обучением без манипуляций, шантажа и принуждения. Они прогуливают уроки, отказываются выполнять домашнее задание и вообще не видят смысла учиться. Почему так происходит и как найти мотивацию?
«Не хочу учиться»
«Ну и где мне пригодятся твои интегралы или название столицы Эквадора? — резонно спрашивает подросток, когда вы заставляете его выучить параграф по географии или сделать домашнюю работу по математике. — Сейчас все можно нагуглить за пару минут — был бы интернет!»
И действительно, сегодня мы можем выяснить не только название столицы Эквадора за несколько минут, но и узнать краткую историю города, погоду (сегодня и в среднем по месяцам и дням), знаменитых выходцев и популярных сегодня персон, прогуляться по улицам Кито, не выходя из дома, и прочитать, что прямо сейчас волнует жителей города. И зачем что-то запоминать, если можно в любой момент попросить Алису или Сири найти нужную информацию?
Подросток считает, что учиться бессмысленно, и это мешает ему сосредоточиться на учебном процессе. Помимо этого, есть и другие факторы, влияющие на способность к обучению.
Гормональная перестройка. Мозг подростка буквально начинает работать по-другому — ему сложнее сосредоточиться и запомнить новую информацию, трудно анализировать и сопоставлять факты. Также гормональные изменения могут стать причиной быстрой утомляемости. Ребенку становится тяжело учиться. Какие-то предметы вдруг даются с трудом, а сопротивляться и мотивировать себя ему пока не под силу.
Изменение интересов. Даже у отличника в этом возрасте учеба может отойти на второй план. Подростку больше интересен мир вокруг, взаимоотношения между людьми, глобальные вопросы (политика, экология, экономика и так далее), философия (поиск себя и места в жизни, вопросы добра и зла, нормы и патологии, допустимости тех или иных действий) и внешкольные занятия (кружки, театр, волонтерство). На учебу и школу просто не остается сил.
Влияние сверстников. Социальные связи выходят на первый план. Отсутствие интереса к учебе может быть следствием общения со сверстниками, которые думают и ведут себя аналогичным образом. Второй момент — травля внутри школьного коллектива. При этом подросток необязательно будет объектом буллинга одноклассников. Он может пропускать занятия из-за того, что не может изменить ситуацию.
Негативная реакция родителей может усугублять нежелание ходить в школу. Давление, манипуляции и шантаж ребенок воспринимает как агрессию, на которую в этом возрасте он реагирует усилением противостояния (вплоть до открытого конфликта), пассивным протестом (продолжает стоять на своем, но в конфликт не вступает) или отстраненностью.
Комментарии