Одно из самых трепетных ожиданий родителей – когда же ребенок начнет говорить? Взрослые беспокоятся, что малыш все молчит, и непроизвольно совершают ошибку за ошибкой, которые еще больше отдаляют заветное событие.
Эксперт: Ирина Хвингия, нейропсихолог, генеральный директор центра детской нейрокорреции «Нейрокид»
Чаще всего ребенок начинает поздно говорить из-за недоразвитости нейронных связей, которые отвечают за функцию речи в определенных отделах мозга. Изначально на это влияют внутриутробные проблемы – такие, как гипоксия. Информированные родители легко и успешно могут с этим справиться на первом году жизни малыша. Особенно если они обратятся к квалифицированному специалисту со своей проблемой на последних сроках беременности. Он подберет специальный комплекс упражнений для новорожденного и распишет его по месяцам на весь первый год жизни ребенка.
Однако если кроха к 2,5–3 годам не начал говорить, то родители, по всей видимости, допустили одну или несколько ошибок. Все они поправимы, но лучше их избежать. Рассмотрим эти промахи взрослых поподробнее.
1. УПУСТИЛИ МОМЕНТ
Родителям важно знать заранее об этапах развития новорожденного. Если они не в курсе о них, то могут не обратить внимание на неправильное развитие малыша после рождения, что впоследствии затормозит развитие его речи. Мама и папа могут попросту не знать, что для интеллектуального развития ребенка, прежде всего, необходима моторика – крупная и мелкая. За счет нее будут развиваться не только речь, но и другие функции.
ВАЖНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ У НОВОРОЖДЕННОГО – СЛЕЖЕНИЕ ЗА ПРЕДМЕТОМ, ХВАТАНИЕ, ПЕРЕКЛАДЫВАНИЕ ИЗ РУЧКИ В РУЧКУ, ПРОБА ИГРУШЕК НА ВКУС, ПЕРЕВОРАЧИВАНИЕ, ПОЛЗАНИЕ, ПЕРВЫЕ ШАГИ. КАЖДЫЙ ЭТАП НЕОБХОДИМ, ЕСЛИ ОДИН ИЗ НИХ ВЫПАДАЕТ, ЗНАЧИТ, ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК.
Если вдруг ребенок не пополз, а сразу пошел, впоследствии могут возникнуть проблемы когнитивного характера, и не только с речью, но и обучаемостью. Кстати, копание в фасоли, например, или перекладывание орешков из одной мисочки в другую, собирание пазлов, переворачивание картинок обеими ручками, левой и правой, по очереди – это динамическая моторика. И она также влияет на развитие речи ребенка, помогает ему складывать слова в предложения, а не произносить их по отдельности. Кроме моторики, за речь отвечает глубокая чувствительность и вестибулярная зона. Все виды подбрасывания, подкидывания, раскачивания пойдут детям на пользу в развитии речи. К сожалению, не все родители об этом знают.
2. НЕ РАЗГОВАРИВАЮТ С ДЕТЬМИ
Одна из распространенных причин задержки речи у детей – родители неосознанно играют с ними в молчанку. Как правило, это ошибка молодых мам и пап. Они считают, что ребенок еще слишком мал, чтобы понимать слова взрослых, поддержать разговор не умеет, а раз так, значит, нечего с ним разговаривать. А малышу с самого рождения необходимо слышать взрослую речь, слова и голос мамы, папы и других домочадцев. Так ребенок улавливает интонацию, распознает и усваивает звуки, запоминает слова. И хоть монологи кажутся многим взрослым утомительными, говорить с малышом нужно. Когда у ребенка появляется речь, необходимо побуждать его самого произносить слова. Например, ты хочешь пить – попроси. Если ребенок произнес слово «мама» и сделал жест рукой, показывающий на стакан с водой – это считается фразой.
3. РАЗРЕШАЮТ ГАДЖЕТЫ СЛИШКОМ РАНО ИЛИ ЧАСТО
Еще один «традиционный виновник» в задержке речи у детей – гаджеты. Родителям кажется, что в век информационных технологий без компьютеров и планшетов не обойтись. Взрослые скачивают мультики, развивающие программы, сказки и щедро снабжают ими детишек. И вот тут возникает проблема. Дело в том, у малышей комплексное восприятие предметов. То есть для того, чтобы ребенок понял, что шар, который он видит на экране, круглый, ему недостаточно просто его увидеть. Шар нужно потрогать, понюхать, лизнуть. Планшет такой возможности не дает, что снижает спонтанное творчество ребенка и ограничивает возможности развития разных функций, в том числе речи и дикции. Присутствие гаджетов и телевизора в жизни ребенка нежелательно минимум до 2, а лучше до 3 лет.
4. КРИТИКУЮТ МАЛЫША
Многие родители грешат тем, что часто поправляют ребенка, когда он начинает говорить. Этим они сбивают малыша с толку и неосознанно заставляют молчать. Не нужно настаивать на правильном произношении и постоянно одергивать малыша, это смутит его. Лучше поддержать ребенка на этом этапе и повторять за ним слова в правильной интерпретации, но без понуканий и требований переговорить еще и еще раз. В конце концов, детская речь выровняется.
КОГДА ДЕТИ ПО-СВОЕМУ ПРОИЗНОСЯТ СЛОВА, НЕ СТОИТ ИХ НАЗИДАТЕЛЬНО ПОПРАВЛЯТЬ. ДАЙТЕ МАЛЫШУ ВОЗМОЖНОСТЬ НАЗЫВАТЬ БРАТА РУСЛАНА «ЛАНОМ», ВЕРМИШЕЛЬ «АМИТЕЛЬКОЙ», А ПРОГУЛКУ «ГАГОЙ».
5. ЗАДАЮТ СЛИШКОМ МНОГО ВОПРОСОВ
Особо дотошные родители в попытке развить речь у любимых чад перебарщивают с вопросами, буквально заваливая ими детей. «Ну, скажи, как зовут бабушку?» – повторяет неугомонная мама. «Какого цвета вон та машина?» или «Как называется вот эта игрушка?» Такой настойчивый поток бесконечных вопросов собьет с толку даже ребенка старшего возраста, не говоря уже о малыше. Подобное поведение взрослых, скорее всего, вызовет обратную реакцию, и ребенок долго не будет говорить. Грамотной альтернативой станет живой разговор, когда мама или папа рассказывают ребенку о том, что видят сами: «Посмотри – кубик! Он красный» или «Кто к нам пришел? Бабушка Валя. Сейчас бабушка Валя испечет нам оладушки».
6. ИСПОЛЬЗУЮТ СЛИШКОМ ДЛИННЫЕ И СЛИШКОМ КОРОТКИЕ ФРАЗЫ
Часто родители разговаривают с малышом, как с взрослым. Длинные литературные фразы, грамотная речь, серьезный тон – все это неплохо, но дети более восприимчивы к коротким емким фразам. Сложносочиненные предложения и долгие монологи не для маленьких умов. Другая крайность – сюсюкаться. Ни то, ни другое неприемлемо. С детьми нужно говорить простыми короткими предложениями: «Пойдем гулять. Ты хочешь спать? Дай мне большой мячик».
Если вы все делаете, как вам кажется, правильно, не совершаете перечисленных ошибок, а ребенок все равно не говорит или говорит плохо в том возрасте, когда этого быть не должно, обратитесь к грамотному специалисту по развитию речи – логопеду, дефектологу, нейропсихологу. Это поможет избежать дальнейших, более глобальных проблем и вовремя исправить ситуацию.
Комментарии