Высокая успеваемость — это хорошо, но иногда родители впадают в крайность, ругая детей даже за четверки. Вместе с педагогом-психологом разбираемся, в чем причина такого поведения.
Даша родилась в семье отличников, мама и папа в свое время были гордостью школы и университета. С первого класса — а ее отдали в ту же школу, что окончили родители — она знала, что должна быть во всем лучшей, и старалась изо всех сил. Золотая медаль, красный диплом, второе высшее, но никакого удовлетворения. Даше все время казалось, что она живет по какому-то чужому сценарию, а ее настоящая жизнь так и не началась. Ей нравилось рисовать, но в художку ее так и не отдали — некогда тратить время на глупости. Зато таблицу Менделеева из нелюбимой химии Даша даже спустя годы может рассказать наизусть безо всякой шпаргалки. Ей хотелось ходить на студенческие вечеринки и играть в университетском театре, но надо готовиться к конференции, а то мама с папой расстроятся. Она же должна быть лучшей, как они. Она так привыкла быть требовательной к себе, что стала переносить это и на окружающих — семью, коллег. Со своим синдромом отличницы Даша в итоге справилась, но на это ушло довольно много времени.
Эта история — один из примеров того, как в погоне за высокими оценками родители могут серьезно усложнить ребенку жизнь. Но они ведь хотели как лучше, почему же так получилось? Очень часто за счет ребенка-отличника взрослые пытаются справиться со своими комплексами или следуют навязанным обществом установкам.
МАРИНА АРХИПОВА
Психология
педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы
Желание самоутвердиться
Если ваша успеваемость в школе была далека от идеала, то ваш сын или дочь не виноваты в этом. И ваше желание реабилитироваться за счет успешной учебы ребенка не имеет никакого отношения к его успеху в жизни.
То же самое можно сказать и о ситуации, когда родители требуют высоких отметок для того, чтобы с гордостью рассказывать об этом окружающим. Во всех этих случаях взрослый заботится, прежде всего, о собственной самооценке, и забывает о том, что своими завышенными требованиями он негативно влияет на самооценку ребенка и усложняет с ним отношения.
Одна моя знакомая, которой около 50 лет, до сих пор с обидой в голосе рассказывает, как ее ругали за «четверки». Вместо поддержки она получала от самых близких людей неодобрение, обесценивание ее усилий. Такое родительское поведение приводит к потере у школьника веры в себя, страху совершить ошибку, утрате теплых, доверительных отношений в семье.
Отождествление себя с ребенком
Если вы отлично учились в школе, и именно это стало главной причиной вашего успеха в жизни, вы — прекрасный пример для ребенка. Есть только одна поправка. Ваш ребенок — не вы. У него свои возможности, способности, интересы. Требуя получать высокие отметки по всем предметам, вы, возможно, не оставляете школьнику время на саморазвитие в той области, которая ему по-настоящему интересна и может стать делом всей жизни. Например, школьнику трудно справляться с заданиями по физике, но он пишет стихи и рассказы. Вы можете отдать его на дополнительные занятия и добиваться «пятерки» по физике. А можете помочь записаться в литературный кружок, вместе найти способы публиковать его произведения.
Зависимость от чужого мнения
Принято считать, что хорошая учеба — синоним успеха. Многие родители переживают, что скажут о них и об их ребенке люди, если узнают, что он, например, троечник. При этом совершенно не задумываясь о том, какой ценой дадутся школьнику отличные отметки. Авторитарность по отношению к детям работает до поры до времени. Если заставлять его хорошо учиться, он будет воспринимать это как обязанность, от которой при первой возможности постарается избавиться. Например, бросит престижный вуз ради работы, не требующей специальных навыков.
Попробуйте найти другой способ мотивировать ребенка к учебе. Если вы точно знаете, для чего необходимо получать пятерки, то сможете донести это до сына или дочери.
Посчитайте, сколько объективных причин хорошо учиться у вас есть, и подумайте, насколько весомы ваши аргументы в пользу отличных отметок. Одним детям высокая успеваемость дается легко, от других требует максимальной самоотдачи, отказа от общения с друзьями, увлечений, от того, что приносит радость и позволяет наслаждаться жизнью. Станет ли успешным человек, который в детстве чувствовал себя обделенным обычными человеческими радостями? Просто расставьте приоритеты, что важнее.
Равны ли «пятерки» успеху? Вопрос риторический. В современном мире слишком много примеров, доказывающих, что высокая академическая успеваемость — не гарантия успеха, признания, высоких доходов в будущем. Некоторые знаменитости сегодня зарабатывают миллионы, хотя не были образцом отличной учебы в школьные годы.
Определитесь, чего вы хотите: чтобы ребенок был отличником, или чтобы он был успешен? Это не одно и то же. Школьник может быть победителем олимпиады, спортивных соревнований или творческого конкурса — в этом его успех. И это никак не связано с «пятерками» по всем предметам.
Если у школьника есть стремление развиваться в какой-либо области, хватайтесь за это и помогайте ему. Если у него нет желания ставить перед собой цели и достигать их, значит, надо работать над мотивацией.
Комментарии