Как развитие речи у ребенка зависит от моторного развития
Реабилитолог Олег Леонкин продолжает разговор о развитии речи у детей. Сегодня — ответы на вопросы родителей.
Развитие речи
Зависит ли формирование звуков от моторного развития ребенка до года?
Для меня моторное развитие напрямую влияет на формирование звуков. Попробуйте поменять положение головы, и вы сразу почувствуете, каким образом меняется положение челюсти и языка. Так ребенок, оказавшись на животе и удерживая голову, начинает ощущать тонус в корне языка, и именно в этот момент начинают появляться звуки «г» и «к». Встал на четвереньки — и сомкнулись губы. Просто сами попробуйте это сделать, и вы почувствуете, как это работает. Именно в этом возрасте появляются «п», «б», «м».
Удивительно, но по-русски и по-китайски слово «мама» звучит практически одинаково. Разница только в долготе гласных звуков. Почему? Языки не просто разные. И от работы нервной системы тоже много зависит. Она же тонус регулирует.
Когда ребенок говорит слова — это уже речь?
Когда ребенок начинает отвечать «телом» — это не речь в традиционном смысле, но присутствует понимание речи и осознание, а для меня это два самых важных кирпичика в определении речи.
В моем понимании речь начинается, когда нужно донести свои мысли, переживания, рассуждения. Если слова произносятся просто так — это не речь. Если слово, сказанное ребенком, обращено, есть коммуникация — то это речь. Повторюшка, «магнитофон» — это не речь.
Для меня речь начинается с общения, а звуки и умение произносить слова — это очень мощный, значимый, но этап обогащения. Без общения, в моем представлении, нет речи.
Задержка речи
Почему дети начинают говорить позже, чем в советское время?
Это не статистика в прямом смысле этого слова, я статистику не встречал. Скорее всего, её невозможно получить, так как нет статистики советских времен. Это ощущение воспитателей, специалистов, которые общаются с детьми.
Вот комментарий логопеда Marianna Koroleva:
«Кислородное голодание плода, за 17 лет бытности логопедом в детской поликлинике, ставят в анамнезе даже не в 99, а в 100%, поверьте на слово. 100% задержки речи, слава богу, нет, хотя, безусловно, популяция меняется, и нормы развития надо бы пересматривать.
Дети погружены в иной уровень сенсорной стимуляции, с преобладанием перегрузки зрительно-слуховой и недостаточностью моторной. Система „двор“ с его подвижными играми канула в лету. Технический прогресс с обилием гаджетов, присутствующих в жизни, обилием игрушек с полным неумением с ними взаимодействовать, готовые пюре и блендеры, не дающие нагрузки для развития мышц артикуляционного аппарата.
Низкий тонус мышц гипермоторит детей, энерготонус тоже снижен, произвольная активность, способность к концентрации снижена — где тут следить за тем, как работают органы артикуляции, и дифференцировать звуки? Масса причин, одним словом можно обозначить — изменение жизни на разных уровнях. Элементарно схема тела у детей не сформирована зачастую. Где им понять, как артикуляцией управлять, когда они верх-низ, к себе-от себя не дифференцируют?».
Моя версия. Скорее всего, это связано с огромным потоком информации, который валится на нас всех. Темп жизни просто нечеловеческий. Однажды на консультации мама сказала, что она практически никуда не ходит с ребенком, гуляют в парках, людных мест избегают. Пришлось ей показать, как она в туалет входит, как будто вскакивает в вагон метро в последний момент.
Постоянная визуализация — вся информация визуализирована у детей.
Гиперопека и суперкофморт у детей плюс частое или постоянное нахождение с родителями в комфорте, т.е. не нужно бороться, объяснять, что тебе неудобно, холодно, есть хочется.
И еще мне кажется, что вообще идут глобальные изменения, которые сейчас начинают быть ощутимыми. Но и то и другое лишь теории, которые невозможно проверить.
Комментарии