После поступления детей в первый класс многие родители с большим удивлением узнают, что у их умненьких и развитых детей большие проблемы с устным счетом… Как же найти выход из этой проблемы? Можно, конечно, упорно заниматься, решать примеры, а можно пойти совсем другим путем! Я называю этот метод «попутной математикой». Он очень простой: надо считать все, что встречается по пути из школы, на прогулке и дома. Кроме обучения математике, это одновременно развивает наблюдательность, да и просто способствует общению с ребенком. Итак, начали!
«Сколько красных машин проехало? Две машины уехали, сколько осталось? Вон стоят две девочки, к ним идут еще три — сколько теперь девочек? Сколько окошек в доме на первом этаже? А на первом и втором этажах вместе? Сколько собачек гуляет во дворе? Сколько цветочков на клумбе под окном? Сколько вилок нам нужно для ужина? Вот две — сколько еще нужно? Принеси, пожалуйста, чашки, чтобы всем гостям хватило — сколько чашек?»
Кстати, одно время можно было купить книги — считалки, в них было множество картинок и заданий, в которых нужно найти на картинке определенное количество каких-либо предметов. Их точно так же можно было бы использовать для счета, но сейчас их что-то не видно в магазинах…
Метод прост, но вполне эффективен при регулярном применении, а главное — мы достигаем нужного эффекта без занудной зубрежки и принуждения. Мало того, многим детям так нравится заниматься математикой по дороге, что они сами начинают просить: «Мама, давай посчитаем!» В результате математика становится вполне любимым предметом в школе или даже раньше.
Так заниматься можно уже с довольно маленьким ребенком, лет с двух, при этом можно кроме простейшего счета (да и нужно, пожалуй) изучать цвета и формы. Конечно, форсировать изучение математики не стоит, но попросить трехлетнего малыша принести две красные игрушки или найти зеленый кружок — вполне можно, это интересно для малыша, и это он уже вполне может сам! Для малышей пособиями может служить все, что угодно — кубики, разноцветные колечки пирамидки (тут еще и размер можно определять!), формочки для песка и для сортеров, ложки и чашки, на улице можно использовать цветочки, листики и веточки. Разумеется, все задания должны быть крайне простыми и четкими, все действия надо проговаривать, а главное — никакого принуждения! Раскладываем формочки — ищем среди них круглые, потом квадратные, потом красные, потом зеленые, все это вместе с малышом, весело и энергично (не забываем хвалить малыша, если у него получается, пусть даже случайно в первое время). Даем интересные задания — нужно найти 3 зеленые машины на стоянке, двух кошек, красный листик на дереве… Что больше всего интересно ребенку — то и считаем (для мальчиков это, как правило, машины), потихоньку переходя к простейшей математике: «Стояло две машины, одна уехала, сколько осталось? — Правильно, одна!»
Постепенно так можно перейти к игре в слова, понятия, города, страны… Да мало ли что окажется для вас интересным и важным — играйте, придумывайте! При любых занятиях с ребенком любого возраста главное — найти интересную для вас и для ребенка форму этого занятия, тогда любые самые сложные науки вам покорятся непременно!
Комментарии