Неожиданные они потому, что свой первый класс мы помним не очень хорошо. Точнее, не очень детально. Семь лет – это еще детство, и память работает по принципу «плохое забудь». В этом возрасте мы все воспринимаем эмоционально, но потом многие негативные события как бы немного стираются, тускнеют, перестают быть болезненными. Или преобразуются в нашем сознании таким образом, что становится очевидной их несущественность – «разве стоило переживать?». Кроме того, в списке трудностей взрослого человека первый класс стоит на первом, максимум втором (после садика и рождения младшего брата), месте. А потом был класс пятый, седьмой, экзамены выпускные и вступительные, собеседования, работа, рождение первенца – как раз того, кто сейчас идет в первый класс, ипотека… Даже подросток проблемы первого класса не считает серьезными: что такое корявые буквы по сравнению с неорганической химией и тем, что все одноклассники уже на три сантиметра выше тебя! А взрослые вообще уверены, что первый класс – это счастье. Все знают про школьные стрессы и трудности адаптации, но все-таки относят все это на счет непосредственно способностей и степени подготовки. А если ребенок умеет писать и читать, если активен и нормально общается с другими детьми, то никаких проблем быть не может. Увы, это не так. Более того, именно проблемы начальной школы могут стать причиной трудностей в более старшем возрасте, на других жизненных этапах. Это мы их потом не помним, а они нас очень даже. Так что будем внимательными к состоянию первоклассников, их настроению и реакциям – это поможет узнать, в чем проблема. И будем терпеливыми и любящими – это поможет ее решить.
Ваня – спокойный, добрый и мечтательный. Читать научился сам (!!!) в возрасте 5 (!!!) лет. Любит кормить хомяка, кататься на велосипеде, сидеть незамеченным во взрослой компании и смеяться над тем, что ему еще рано понимать. В школу очень хотел, сам выбирал цветы. Сейчас «ужасно устает, прямо на стол падает, когда уроки делаем, заснуть может днем. Хотя в школе особенно не загружают. Спрашиваю других родителей – все вроде бы нормально, даже и на кружки еще успевают. Думаю, надо совсем запретить компьютерные игры – говорят же, что от экрана бывает такое утомление». Ирина, мам Вани
Школьные нагрузки стандартные, а дети разные. У ребенка могут быть признаки повышенной утомляемости, если он в принципе не особо энергичен и активен. Есть дети, для которых нахождение среди людей – уже труд, напряжение, и школьный процесс для них очень тяжел. Особенно если при этом свои ранние детские годы они проводили не в садике, а дома – с мамой, бабушкой, няней. Конечно, они привыкают, но на адаптацию уходит больше времени, чем у других детей. Усталость сверх меры бывает и у тех, кто за предыдущий год пережил какие-то перемены в семье или долго болел. Стрессы ослабляют организм, делают его не таким выносливым к дополнительным нагрузкам. И еще: устают дети, которых повели в школу раньше положенного возраста. «Ему почти семь, уже пора». В раннем возрасте даже месяцы имеют значение для психофизиологического развития. Например, ребенок в шесть с половиной лет совсем не так хорошо управляет своим вниманием, как тот, кому уже исполнилось семь. И он не так усидчив, не так быстро усваивает инструкции. А в классе есть и те, кому уже семь с хвостиком, поэтому учителю при всей своей заботе о детях приходится выбирать средний темп. От родителей в любом случае требуется чуткое и лояльное отношение.
ШКОЛА, ОЦЕНКИ, УСПЕХИ, ЗАСЛУГИ, ПРИЗОВЫЕ МЕСТА НА СОРЕВНОВАНИЯХ – ВСЕ ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО. НО НЕ НАСТОЛЬКО, ЧТОБЫ ЛИШАТЬ РЕБЕНКА ЛЮБВИ!
Исключение давления, призывов вроде «Соберись, что ты раскис?» Собираться ребенок, может, и научится, но усталость будет хронической. Начиная со второго полугодия такие дети начинают часто болеть – организм защищается от перегрузок, и иногда это продолжается… даже не школьные годы, а всю жизнь. Не получая удовольствия от преодоления трудностей, человек их избегает. Демонстрируйте понимание, поддерживайте, создавайте больше поводов для радости и отдыха – такого, какой ребенку нравится. И не бойтесь помогать. Ничего страшного не случится, если пару раз вы сами нарисуете домик и даже напишете несколько букв, когда ребенок совсем без сил. Это не обман, а выручка и дружеское участие, которое само по себе прибавит сил. Помочь нужно и в том случае, если память, внимание недостаточно развиты. В свободное от уроков время делайте самые простые упражнения на запоминание, пересказывайте тексты, просите найти отличия в картинках. Все – в виде игры, все – столько, чтобы ребенок не утомлялся. И необязательно говорить, что преследуете какую-то цель.
Карина – самостоятельная и очень ответственная. Двое младших братьев – это не шутка. Список всего необходимого к школе готовила сама и абсолютно ничего не забыла. Первого сентября была очень довольна и школой, и тем, какой праздник устроили родители. А потом стала «часто грустить, в глазах – чуть не слезы. Учительница в восторге, проблем никаких абсолютно, в школу – из школы мы сами возим, дома все хорошо. Что происходит – непонятно». Мама Дарья, папа Руслан.
Первый класс – новый этап развития социальных отношений. Дети стремятся заводить новые знакомства, дружеские связи. Привязанность формируется уже на основе особенностей характера, поведения и интересов, а не на основе совместной деятельности, как раньше. Потребность в интересе другого человека, в позитивной оценке сверстников становится очень актуальной. Кроме этого, усложняется внутренний мир ребенка, и многие интересующие темы тоже требуют обсуждения в дружеском, приятельском кругу. Отсутствие таких связей дети могут переживать очень сильно, но не всегда готовы рассказать об этом взрослым. Признаться: «Со мной никто не хочет дружить», «меня избегают» бывает очень болезненно. Именно по этой причине часто в настроении появляется грусть. Ребенок может даже немного отстраниться, концентрируясь на своей проблеме. Родителям стоит выяснять все подробности школьного дня, все особенности отношений, но тактично и очень доброжелательно. Подумайте сами, как действительно ребенок может подружиться. Предложите темы для разговоров, поводы для встреч или звонков. Подскажите причины, по которым человек может стать не особо привлекательной персоной для общения. Например, никто не любит жалующихся и ябедничающих, и стремление быть правой рукой учительницы и говорить ей «всю правду» может обернуться очень напряженным общением с одноклассниками. Расскажите, как складывались отношения у вас, вспоминая не только хорошее, но и проблемы. И успокойте, но лучше словами «Обязательно с кем-нибудь подружишься», а не «Все это ерунда, в школу ты не за тем ходишь». Дружеские связи в детстве влияют на самооценку, впечатление о собственной ценности для окружающих, а это в дальнейшем скажется и на уровне притязаний, и на стремлении к успеху, и на общем психическом благополучии.
Георгий – молодец, по мнению большинства родственников и знакомых. Быстро все запоминает, легко осваивает. Может рисовать, поет хорошо. Но главное его увлечение – футбол. Занимается с трех лет, и с этого года – в детской сборной города. Но вот «стал неуравновешенным, нервным. Ногти грызет, спит плохо, чуть что – в слезы. А началось все с буквы Ж. Она нам все нервы вымотала. Он не может ее писать красиво и получает за это «солнышко с тучкой» (учительница так придумала ставить оценки). Честно говоря, пишет он вообще не очень, по нормальной системе оценок это три с минусом, наверное. Но буква «Ж» – это кошмар. До ночи сидим. Я однажды не вытерпела и нагрубила ему, сказала: «Мяч пинать всегда успеешь, много ума для этого не надо, а вот голову развивать может быть поздно». Плакал, испугался, что на футбол не пустим. Ну, может, сейчас что-то поймет. Научится делать как надо…» Ольга Владимировна, бабушка.
Все родители хотят, чтобы ребенок хорошо учился. Но некоторые относятся к понятию успеха слишком серьезно. Требуют безупречности, хороших показателей, болезненно воспринимают любое отклонение от образа отличника. «Это же самое начало. Основа всего». Установка справедлива, если понимать ее в ключе «пусть ребенок полюбит процесс получения знаний». Ошибочно полагать, что привычка выполнять «норму», чего бы это ни стоило, основа будущих побед. Также спорным в отношении первого класса бывает утверждение: «Терпение и труд все перетрут». Они перетирают, но часто не то, что нужно, – познавательный интерес. Взрослым стоит ослабить хватку, не стремиться к званию «Заслуженная родня первоклассника». Разговоры, сколько и как написал, все ли решил, сколько еще надо решить, чтобы исправить то, что не решил… Ни взрослые, ни дети не смогут выдержать такой режим без потерь. Синдром эмоционального выгорания и нервные расстройства грозят всем, для кого деятельность превращается в пытку. Кстати, самые лучшие и опытные учителя вообще отказываются от любых оценок – в том числе звездочек, солнышек, квадратиков разного цвета. Они хвалят, помогают, всеми способами заинтересовывают и сравнивают ребенка только с ним самим. Именно так стоит поступать и родителям первое время. Для первого класса успехом является… все! Все, что сделал, что узнал, что вспомнил. Иногда даже то, что забыл. Потому что это первый класс, он еще продолжение раннего детства, для требований делать все «как взрослый» еще рано.
«Аня аккуратна, любит, чтобы все вещи лежали на своих местах, все карандашики были подточены ровно. В садике на занятиях никаких проблем не было – наоборот, даже другим детям помогала научиться хорошо писать. И в школе тоже все отлично. Кроме одного… «Раздражительной стала, даже агрессивной иногда. Раньше такого не было. На собаку может кричать, кукол разбросать. Или вот однажды взяла и изорвала альбом со своими рисунками, увидев, что младшая сестра там черкнула. Меня это тоже выводит из себя. У меня много дел, и нормально учиться – единственное, что от нее требуется». Ксения, мама.
Агрессивность в поведении ребенка почти всегда указывает на наличие фрустрации. Он не получает что-то очень важного для себя, не может добиться того, в чем нуждается. И чаще всего это чувство любви и значимости в глазах родителей. Конечно, почти никогда не бывает так, что ребенка до первого класса любили, а потом разлюбили. Просто по отношению к маленьким детям даже у самых сдержанных в чувствах родителей есть какие-то тормозящие недовольство установки («нельзя резко отвечать, нельзя наказывать»), а первоклассник уже «должен понять». Родители своими замечаниями, комментариями дают понять, что просто так с этого момента их любить никто не будет. «Ты хотя бы понимаешь, сколько мы тратим на тебя сил?», «Ничего не надо – только учись», «Единственное, что требуется». Как бы родители ни объясняли подобные выражения, как бы ни ссылались на позитивность мотивов, а звучит все это очень неприятно. Формально, отстраненно, требовательно и очень холодно. Ни одно из выражений не подходит к семейной жизни – ни в отношении детей, ни в отношении взрослых. «Ничего от тебя не надо – только работай». Скажи такое жена мужу или наоборот – будет бракоразводный процесс. А что делать ребенку? Впоследствии – да, действительно, такие дети чаще отстраняются от родителей. Отсутствие искренности и любви совсем не способствуют крепким семейным связям. Это стоит иметь в виду. Школа, оценки, успехи, заслуги, места на соревнованиях – все это очень важно. Но все-таки не настолько, чтобы лишать ребенка важных для него проявлений любви. Гладить по голове, тормошить, целовать, называть ласковыми именами и даже брать на ручки (да, тоже стоит, а то скоро уже не получится) надо всегда, независимо от того, что принес – солнышко с тучкой или серо-красный квадратик. Независимо от того, как написал и нарисовал. Любовь сама по себе тоже является стимулом к достижениям. И учиться она очень помогает.
Комментарии