Овладение ползанием и другими движениями в младенческом возрасте. Прогрессивные виды движений и действий успешно формируются только при постоянном внимании к ребенку со стороны взрослых. Они имеют важное значение для психического развития, являются показателями уровня развития, которого достиг ребенок.
Особенно важную роль играет овладение активным передвижением в пространстве (ползание, ходьба), хватанием предметов и манипулированием ими.
Первым видом самостоятельного перемещения ребенка является ползание. У большинства детей оно возникает в конце первого — начале второго полугодия жизни, когда новорожденные пытаются получить привлекательный для них предмет.
Ребенок тянется к предмету то одной, то другой рукой и, пытаясь его захватить, немного продвигается вперед. Эти движения постепенно закрепляются, превращаясь в средство передвижения.
Ползать дети начинают по-разному. Те, что до 7-го месяца научились становиться наколенки, сразу ползут, опираясь на ладони и колени. Другие ползают на животе, а к высокому ползанию переходят позже.
Постепенно все дети хорошо усваивают это движение и пользуются им часто: подползают к игрушкам и предметам, которые их интересуют и которые можно использовать как опору для того, чтобы встать, ползают и ради удовольствия.
Ребенок, своевременно начал ползать, легко и быстро научится садиться, ложиться, вставать, стоять и снова опускаться, придерживаясь руками за опору. Начиная с 9-го месяца, опора нужна ему все меньше. Все движения он усваивает, самостоятельно играя за созданных для этого условий.
Играя игрушками, наблюдая за другими, ребенок полуприседает, опираясь то на одну, то на другую руку, опускается и снова садится, благодаря чему усваивает эти движения. Сначала он сидит совсем недолго, однако со временем сидения длится дольше. К 7-8-ми месяцев ребенок, который ранее научился ползать, садиться самостоятельно.
Ползание ребенкаВ 8-9 месяцев ребенок усваивает и некоторые другие движения: становится на колени, садится (недолго) корточки, придерживаясь руками. Новые позы, движения доставляют ему удовольствие, он радуется, громко смеется.
Однако не нужно сажать ребенка раньше, чем он научится ползать. Хотя 6-месячный ребенок сам хватается за пальцы и, опираясь на опору, встает, удовлетворенно приседает. Сидеть он должен только тогда, когда и садится, и встает самостоятельно. Этим малыш овладевает на 8-м месяце жизни.
Много детей начинает стоять без опоры, когда нужно что-то сделать с игрушкой двумя руками. Сначала это удается им лишь на непродолжительное время, но удовольствие они получают большое, поэтому снова прибегают к этому, постепенно привыкая стоять без опоры долго.
Вставать и опускаться малышу именно самостоятельно. Это умение формируется у него до года. Но иногда ребенок, не умеющий еще крепко стоять, пытается подняться на ноги без опоры: сначала встает на коленки, затем медленно выпрямляется, стоит, быстро теряет равновесие и, поколебавшись, опускается на пол. Несколько раз подряд он может подниматься, опускаться и снова вставать.
После того, как ребенок научится вставать на ноги, он начинает переступать вдоль перил кроватки и быстро достигает необходимой сноровки. Поэтому с 9-ти месяцев его можно упражнять в умении ходить, поддерживая за обе руки. (Когда ребенок начинает ходить)
В 9-10 месяцев ребенок быстро ходит вдоль неподвижных предметов, держась за них руками. Вскоре он сможет это делать и вдоль гладкой стены, слегка опираясь на нее ладонями, затем начнет переходить от одного предмета к другому, делая самостоятельно один-два шага.
Овладение ползанием и другими движениями в младенческом возрасте — следующий важный этап в психическом развитии ребенка.
Комментарии