Характернейшие черты ребенка в этом возрасте — чрезвычайное любопытство и активность: он не только хватает и исследует все, что попадается ему на глаза, но и непрестанно осматривается кругом и ищет нового.
Малыш ведет себя так, словно его главной задачей является знакомство с окружающими предметами, сбор информации об их свойствах. А взрослому, заинтересованному в интеллектуальном развитии ребенка, надо помогать ему получить эту информацию.
Ребенок применяет по отношению к предметам целый набор исследовательских действий. Вначале все действия «адресуются» каждому предмету. Затем постепенно выясняется, какие именно действия с данным предметом приводят к интересным результатам. Именно эти действия и закрепляются; теперь уже к разным предметам начинают применяться разные действия.
При исследовании предметов используются согласованные движения обеих рук. Возможность действия руками очень облегчается тем, что в этом возрасте ребенок свободно без поддержки сидит.
Как сделать, чтобы ребенок испытывал удовольствие от обычных действий
Сделайте так, чтобы ребенок испытывал удовольствие от процесса еды. Пусть он ест вместе с остальными членами семьи и сидит рядом с ними за столом. Не заставляйте его есть и не сердитесь на него. Разговаривайте с ним о еде, которую вы ему предлагаете. Почмокайте губами и пощелкайте языком, показывая, как вам нравится эта пища. Да и демонстративно выказывая свое удовольствие, съешьте какую-то часть его еды.
Дайте ребенку попробовать новые для него вкусные вещи, такие как варенье, джем, йогурт, вареные овощи, сыр, бананы, виноград, апельсин.
Положите ему на язык или в уголок рта маленький кусочек или буквально несколько капель этой пищи, положите то же самое себе в рот и покажите, как вы это пробуете на вкус. Иначе говоря, превратите эту процедуру в игру-подражание. Посмотрите, как понравится новая пища вашему ребенку, какое будет у него выражение лица.
Когда ваш ребенок во время купания сидит в ванночке, покажите ему, как бить рукой по воде, чтобы получились брызги. Может быть, вам нужно будет взять его ручки в ваши руки и пошлепать его ручками по воде. Когда ребенок уже научится брызгаться, «спровоцируйте» его на то, чтобы он брызгался сильнее, так, чтобы брызги попадали ему в лицо. Смейтесь, хвалите его, превратите это в игру. Потом он всегда будет стремиться купаться.
Дайте ребенку, когда он в ванночке, плавучие игрушки. Покажите, как игрушку, например, резиновый мячик, кладешь на дно, а мячик сам выскакивает. Ребенок будет забавляться такой игрой.
Движение в такт музыке доставляет наслаждение не только взрослому, но и маленькому. Посадите ребенка перед собой на диван и наклоняйте его то направо, то налево в такт песенке, которую вы поете.
Посадите ребенка себе на плечи или возьмите его на руки и вместе танцуйте под музыку. Используйте разную музыку, особенно такую, где подчеркнут ритм. Двигайте ребенка так, чтобы эти движения подчеркивали музыкальный ритм.
Как развивать у ребенка исследование свойств предметов
Дайте ребенку в руки маленький предмет, который легко держать и который звучит, если его трясут. Это может быть погремушка, колечко с бубенчиками или колокольчиками и т.д. Если у вас нет подходящей игрушки, возьмите маленькую небьющуюся (пластмассовую) баночку или бутылочку, насыпьте туда немного риса или гороха и крепко ее закройте. Дайте ее ребенку. Вероятно, он будет сам трясти эти предметы. Если он этого не сделает, потрясите их его рукой. Сделайте это несколько раз, пока он не начнет трясти сам.
Когда ребенок держит в руке такой предмет, как, например, ложку, деревянный кубик, резиновую игрушку, подвигайте эти предметы рукой так, чтобы ударить предметом по столу или другой твердой поверхности. Надо ударить так, чтобы он услышал звук от удара и почувствовал вибрацию. Это позволит ему узнать, какие именно звуки издают при ударе разные предметы.
Дайте ребенку пару предметов, где один предмет надо трясти, чтобы получить звуки, а другой надо для этого сжимать (резиновая игрушка).
Покажите для каждого предмета, что с ним нужно сделать, предложите ребенку сделать то же самое. Помогите ему усвоить «схему действий», соответствующую предмету. Потом дайте по несколько предметов из того и другого класса и посмотрите, как он будет с ними управляться.
Не мешайте вашему ребенку ронять игрушки на пол и смотреть, как они падают. Когда он сидит на своем высоком детском стуле, дайте ему в руки мячик. Уронив его, малыш с интересом увидит: мячик прыгает. Дайте ему также какой-то предмет, который сильно грохнет, ударившись об пол. Это может быть крышка от кастрюли или металлическая кружка. В качестве предмета, который не издает звука при падении и остается там, куда упал, можно использовать пеленку, маленькую подушку, что-то из детской одежды.
Когда малыш уже научился держать по одному предмету в каждой руке, дайте ему ложки, маленькие крышки от кастрюлек, деревянные игрушки и др., и подвигайте его руками так, чтобы постучать этими предметами друг о друга. Заранее подберите предметы таким образом, чтобы звук от удара получался достаточно громким и приятным. Тогда ребенок быстрее усвоит это действие и будет чаще его «примерять» для разных предметов.
Покажите ребенку некоторые новые для него действия с предметами, такие как битье молотком, катание мячика, катание саночек. Помогите ребенку имитировать эти действия. Поиграйте с ним таким образом, чтобы по очереди воспроизводить эти действия. Например, катать друг к другу мячик.
Давайте ребенку различные предметы со сложной поверхностью: с дырками, выступами, насечками. Покажите ему, как вы их ощупываете. Можете также взять ручку ребенка и поводить ею по этим предметам.
Дайте ребенку такие игрушки, у которых есть небольшие подвижные части, ручки, которые нужно поворачивать, или кнопки, которые можно нажимать. Существенно, чтобы эти действия вызывали эффект, например, приводили к зажиганию лампочки или появлению звука. Покажите ему, что надо сделать, а уж дальше он будет настойчиво упражняться самостоятельно.
Как развить у ребенка способность к поиску и собиранию предметов
Способность искать и собирать есть у всех людей, независимо от того, к какой культуре они принадлежат. Вопрос о том, являются ли эти способности генетически заданными или же они передаются детям их родителями, пока не выяснен. Как бы то ни было, пример родителей имеет большое значение для развития этих способностей.
Покажите ребенку движущуюся игрушку. Пусть она заедет за экран (стол, ширма, шкаф), отделяющий ее от ребенка, а потом появится с другой стороны. После того, как он несколько раз это увидел, оставьте игрушку за экраном и попросите ребенка — жестами и словами — ее поискать. Роль экрана может выполнять и просто диванная подушка или лист бумаги.
Когда вы собрались кормить малыша, положите на стол перед ним три салфетки. Покажите ему печенье и затем спрячьте его под одну из салфеток. Предложите найти печенье. Когда он его найдет, дайте ему съесть печенье.
Используйте аналогичную ситуацию, пряча игрушку. Пусть будут две лежащие на кровати пеленки или две подушки, под одну из которых вы спрячете игрушку. Пусть ребенок видит, куда именно вы ее прячете. Предложите ему найти игрушку. Если он еще не сможет этого сделать, спрячьте игрушку только частично: пусть часть ее будет видна. Потом переходите к тому, чтобы прятать «по-настоящему».
Когда ваш ребенок будет играть в песке, на его глазах спрячьте маленькую яркую игрушку в песок. Пусть он откопает ее.
Приучите вашего ребенка искать в карманах вашей юбки, брюк или передника. Прячьте туда завернутые в бумагу кусочки его любимой еды, яркую интересную игрушку, ключи, которыми он может играть. Сначала прячьте предмет только частично, потом засовывайте его глубоко в карман.
Возьмите миску и насыпьте туда вермишель или горох. Положите внутрь миски яркую игрушку и слегка закопайте ее в вермишель или горох. Предложите ребенку достать эту игрушку. При этом он наверняка рассыплет горох или вермишель по столу. Помогите ему собрать их со стола и положить в миску.
Соберите побольше крышечек из пластмассы для молочных бутылок или банок для майонеза. Сложите их все в миску, а потом рассыпьте по столу на глазах у ребенка. Начните их собирать и пригласите его делать то же.
Курсы педагогов раннего развития!
Дистанционно. Курсы педагогов раннего развития. 3 мес. + Диплом. Набор!Дистанционно. Курсы педагогов раннего развития. 3 мес. + Диплом. Набор!
Как развивать умение действовать руками
Возьмите в руки три или четыре маленьких предмета, заимствованных на вашей кухне. Вполне подойдут пластмассовые крышечки для молочных бутылок, если, конечно, они достаточно велики, чтобы ребенок не попытался их засунуть в рот. Покажите ребенку, как вы перекладываете эти крышечки из одной руки в другую. Потом поместите эти крышечки в руки ребенка и помогите ему перекладывать их из одной руки в другую или держать их все вместе обеими руками.
Дайте в руки ребенку два или три мелких предмета, таких как пустые катушки от ниток, деревянные шарики, пластмассовые крышечки от бутылок. Затем протяните ему еще один маленький интересный предмет и помогите удержать одной рукой то, что у него уже есть в руках, а другой рукой потянуться за новым предметом.
Во время еды предложите вашему ребенку самому брать пальчиками маленькие кусочки еды, которые он сможет потом положить себе в рот.
Это могут быть маленькие кусочки сыра, фруктов, вареных (тушеных) овощей или печенья. Если он не обращает на них внимания, укажите на них пальцем. Если малышу будет трудно брать кусочки пищи пальцами, помогите ему это сделать.
Положите в маленькую бумажную чашечку (лучше — не очень глубокую) кусочки пищи, которую ваш ребенок любит. Управляя его ручкой, покажите ему, как достать такой кусочек и положить его в рот. Хвалите малыша, когда он начнет это делать сам!
Разрешите ребенку поиграть, рисуя по бумаге пальцем, обмакнутым в кисель. Покажите сами, как это надо делать.
Хорошо, если у вас дома есть игрушечные часы со стрелками, которые можно двигать, или игрушка, которая начинает звучать или мигать, когда нажмут на кнопку. Покажите ребенку, как нужно двигать стрелку или нажимать на кнопку указательным пальцем. Если у вас нет таких игрушек, то почти наверняка есть настольная лампа, которая зажигается нажиманием на кнопку. Покажите ребенку, как ее зажигать, и он с огромным удовольствием будет это делать.
Пока ваш ребенок маленький, не избегайте не очень принятой среди воспитанных людей привычки указывать пальцем на все то, к чему вы хотите привлечь его внимание. Показывайте на собак, кошек, на машины и трамваи (если ребенок видит их не слишком часто), на интересные игрушки.
Как помочь социальному развитию ребенка
В социальном поведении ребенка этого возраста появляются два негативных эффекта. Первый: ребенок начинает тяжело переживать расставание с мамой. Он может долго и горько плакать, когда мама уходит. Второй: ребенок начинает бояться чужих людей; он отворачивается и плачет, когда чужой человек подходит к нему и заговаривает с ним.
Можно сделать так, чтобы ребенок не огорчался, расставаясь с мамой. Этого можно добиться, сделав сам процесс ухода интересным и показывая, что, уйдя, мама возвращается. Важно также, чтобы привязанность ребенка распространялась не только на маму, но и на остальных членов семьи.
Боязнь чужих людей исчезнет, если ребенок будет видеть, что чужие люди — друзья и что общаться с ними интересно.
Сделайте прощание с уходящим человеком игрой. Просите каждого, кто уходит, прощаться с вами и с ребенком, махая рукой «пока-пока». Вы в ответ тоже машите своей рукой и рукой ребенка.
Потом попросите кого-то из членов семьи махать вам рукой вместе с ребенком, когда вы уходите. Махая в ответ ребенку, улыбайтесь и говорите «пока-пока» веселым и радостным голосом.
Учите ребенка посылать уходящему воздушный поцелуй. Во многих семьях США это быстро становится любимой игрой ребенка. Воздушные поцелуи могут посылать ребенку все остальные члены семьи, сопровождая их смехом и веселыми возгласами. Когда вы уходите, прощайтесь таким образом с ребенком.
Играя с мамой в прятки, ребенок приучается к тому, что мама исчезает, а потом появляется.
Начнем учиться тому, чтобы «прятался» ребенок. Положите чистое полотенце или пеленку на лицо малыша. Скажите: «А где же Миша?», «Нет Миши, куда же Миша ушел?». Потом резко сдерните полотенце и воскликните радостным голосом: «Так вот ты где! Я тебя вижу!» Пусть ребенок видит ваше улыбающееся лицо. Играйте в эту игру перед тем (или после того), как меняете ребенку штанишки или умываете ему лицо. Если он сам будет убирать полотенце со своего лица, помогите ему в этом, но когда он откроет свое лицо, сделайте удивленный вид и скажите: «Откуда же ты взялся?» Вначале ребенок будет очень спокойно ожидать того, как вы закроете ему лицо; потом он начнет сам открывать и закрывать лицо и приглашать вас играть.
Изменяйте игру — закрывайте собственное лицо. Скажите: «Где же мама?» и затем быстро сдерните пеленку, пока ребенок еще смотрит на вас. Скажите радостным голосом: «А вот и мама!».
Хорошо, если вы сядете поближе к ребенку — так, чтобы он мог сам сдергивать пеленку с вашей головы.
Постепенно переходите от закрывания лица к настоящим пряткам.
Прячьтесь за дверь, за спинку кровати, убегайте в другую комнату. Главное, чтобы вы вскоре появлялись и радостно приветствовали ребенка.
Включайте всех членов вашей семьи и приходящих к вам друзей в игру с ребенком в «Ладушки». Всем детям очень нравится эта игра.
Возьмите в свои руки ручки ребенка и хлопайте в ладоши, сопровождая это песенкой:
Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку.
Что пили ? Бражку.
Полетели, полетели,
На головку сели.
В конце песни разведите ручки ребенка в стороны и опустите их ему на голову.
Потом приучите его, чтобы он сам все это делал под вашу песенку, а вы, в свою очередь, сами будете хлопать в ладоши. Потом попросите играть так с ним остальных членов семьи.
Когда ребенок играет на полу на ковре, попросите папу или другого мужчину в вашей семье сесть на стул рядом с ним и выставить ногу так, чтобы ребенок мог за нее ухватиться, мог встать и попроситься на колени. А потом покачать его на коленях, напевая при этом песенку.
Просите всех ваших знакомых, приходящих в дом или встречающих вас с ребенком на улице, подходя к малышу, строить ему смешные гримасы и издавать смешные звуки. При приучении ребенка к контакту с чужими людьми вначале держите его на руках. Испугавшись незнакомого человека, он сначала прижмется к вам и будет сбоку поглядывать на гримасничающего незнакомца. Однако очень быстро интерес и удовольствие пересилят страх — и ребенок начнет смеяться и, почти наверняка, подражать гримасам.
Если ваши знакомые — разного возраста и разнообразны по внешнему виду, у ребенка выработается убеждение: все люди веселы, доброжелательны и любят строить гримасы. Возможно, он и сам начнет строить гримасы незнакомым людям в трамвае, поезде и т.д., вызывая их на контакт. Не пугайтесь этого, просто быстро переключайте его внимание на себя, на подражание вашей мимике, жестам или действиям.
Подражание взрослым — главный способ научения у маленького ребенка; поэтому укрепление склонности к подражанию очень полезно для его развития.
Малышу приятно постоянно видеть знакомое человеческое лицо; возможно, это его успокаивает и вселяет чувство защищенности. Простой способ обеспечить ребенку такую возможность состоит в том, чтобы дать ему небьющееся (металлическое) зеркало.
Вы можете укрепить такое зеркало на стене около пола, там, где он часто играет. Поместите ребенка с игрушкой около зеркала и привлеките его внимание к отражению.
Можете расположиться рядом с ребенком так, чтобы он видел в зеркале и себя, и вас. Рассмешите малыша, состроив смешные гримасы.
Как способствовать речевому развитию ребенка
В этом возрасте ребенок и взрослый уже используют звуки и жесты для того, чтобы управлять поведением друг друга. Малыш выражает звуками свои эмоции и показывает звуками и движениями, чего ему хочется (например, чтобы его взяли на руки, дали ему игрушку, на которую он смотрит, опустили бы его на пол и т.д.). Взрослый тоже использует слова и жесты для того, чтобы воздействовать на ребенка.
Например, мать протягивает руки к нему и говорит: «Иди, иди сюда», когда хочет взять его на руки. Она качает головой и говорит: «Нет, нет, нельзя, нельзя», когда ребенок пытается схватить бьющийся предмет. Она же учит ребенка понимать, что означают некоторые слова или звуки.
Наконец, в этом же возрасте у малыша появляется лепет, он начинает повторять бабаба…, мамама…, и некоторые другие последовательности простых слогов.
Подражая словам и фразам взрослого, ребенок научается создавать разные интонации в этом лепете, лепет начинает звучать как непонятная фраза на родном языке.
Прежде чем взять малыша на руки, протяните к нему руки и подождите некоторое время — посмотрите, как он будет реагировать. Он может слегка подвигать руками или головой, а может и вообще не «отозваться». Возьмите его ручки и осторожно их поднимите. После этого возьмите ребенка на руки. Делайте так каждый раз, когда вы его берете. Всегда выдерживайте некоторую паузу после того, как вы протянули руки к ребенку — давайте ему возможность ответить. Поцелуйте его и обнимите, если он к вам потянется.
В обеденное время старайтесь вызвать ребенка на то, чтобы он показал жестами, что он хочет есть. Посмотрите, потянется ли он к пище.
Внимательно приглядывайтесь к поведению ребенка и старайтесь понять, что он хочет вам сообщить. Удовлетворив угаданное вами желание, вы тем самым подтверждаете: вы поняли его — и подкрепляете употребление данного жеста, движения или звука.
Когда вы вместе с ребенком играете с игрушками, сопровождайте ваши действия звуками: удары по мячику произносимыми в такт «да-да-да…», говорите «трр», катая игрушечную машинку и т.д.
Игрушечные звери пригодятся вам для демонстрации звуков, которые они издают. Пусть игрушечная собачка «нападает» на ребенка и щекочет ему животик; говорите при этом «ав-ав-ав». Покажите, как «говорит» курочка, уточка, гусь, кошка, коза, корова. Давайте игрушку в руки ребенку и спрашивайте, как она говорит.
Показывайте малышу указательным пальцем на мячик и говорите: «Вот мячик». Сделав так несколько раз, спросите ребенка: «Где мячик?», сопровождая эти слова движениями головы и глаз, показывающими: вы что-то ищите. Сделайте то же самое по отношению к игрушечному зверю, с которым любит играть ваш ребенок.
Давая ребенку в руки игрушку, говорите «на» («на кису», «на мишку», «на мячик»), а беря игрушку у него из рук, говорите «дай».
Обращаясь к домашним с просьбой взять ребенка, дать ему что-то и т.д., называйте их «папа, баба, тетя» и т.д., согласно их родственным отношениям.
Говорите ребенку: «Вон там папа», «Иди к папе», «Дай папе» и т.д. Для того чтобы проверить, что ребенок уже понимает эти слова, спрашивайте его время от времени: «Где папа?» (или «Где баба?»). Если он смотрит на того, кто ему назван, хвалите малыша, целуйте его, улыбайтесь ему.
Систематически играйте с ребенком, повторяя то, что он произносит, и вызывая его на повторение того, что произносите вы. Используйте только те слоги, которые ребенок уже может произносить. Если ребенок говорит «ба», повторите сначала «ба», а потом скажите «ма» и выжидательно посмотрите на ребенка. Если он скажет то же, что и вы, похвалите его, поулыбайтесь ему и еще «поговорите»!
Если ребенок уже начал лепетать, т.е. говорить «бабаба», «мамама» и т.д. — поговорите с ним на его языке. Когда он скажет «бабаба», спросите его «бабаба?» или скажите то же самое так, как если бы вы с ним соглашались, или были в восторге, или, наоборот, очень огорчились. Посмотрите, будет ли он тоже менять интонацию лепета. Можете использовать в этой игре куклу или мишку. Вообразите, что, говоря «бабаба», вы обсуждаете, какая это хорошая кукла, надо ли взять ее с собой гулять и т.д. Такими играми в разговор вы поможете вашему ребенку овладеть интонациями русской речи.
Комментарии