Как развивать у ребенка привязанность к маме и поддерживать у него положительные эмоции
Малыш от рождения одарен способностью «понимать» выражение лица и тон голоса взрослого, причем взрослый его чрезвычайно интересует. Помните об этом, когда вы кормите, купаете его или меняете ему пеленки.
Общаясь с ребенком, постарайтесь на время забыть обо всех своих трудностях и неприятностях. Смотрите ребенку в глаза и улыбайтесь ему. Рассказывайте ему, какой он умный и красивый. Какие будут слова, не так важно, зато интонация должна быть ласковой и выразительной.
Общаясь с веселой и ласковой мамой (или бабушкой, или няней), ребенок все больше и больше привязывается к ней. Для него важно знать, что она рядом с ним, даже если он ее не видит. Напевая песенку, вы можете поддерживать контакт с ребенком даже будучи в соседней комнате и занимаясь какими-то своими делами. В возрасте одного-двух месяцев ребенок уже различает, когда говорит его мама, и когда — другие члены семьи. Узнавать вас по пению он научится в этом же возрасте.
Но, напевая песенку, имейте в виду: ребенку, возможно, хочется спать. Так что следите за тем, какое у него настроение.
Ребенок может узнавать о вашем приходе по запаху ваших духов. Пока ребенок мал, употребляйте одни и те же духи и не давайте их другим близким.
Ребенку очень нравится, когда ему подуют на животик, а потом еще несколько раз поцелуют. Это делается обычно после ванны, перед тем как ребенка завернут и уложат в кроватку.
При переодевании ребенка рекомендуется погладить его ручки или ножки кусочками какого-нибудь материала (шелк, ситец, шерсть, махровое полотенце, бархат, мех). Разным детям нравится разное: посмотрите, на что именно ваш ребенок будет реагировать с наибольшим удовольствием. Найдя такой материал, нужно затем пользоваться им постоянно. Однако через 2-3 недели стоит проверить, не изменились ли вкусы ребенка.
Если ребенок испугался и плачет, нужно как можно быстрее взять его на руки, прижать к себе, покачать — чтобы он почувствовал себя под вашей защитой.
Если он начинает проявлять беспокойство, быстро на это реагируйте. Сначала попробуйте просто ласково с ним поговорить или спеть ему песенку, близко наклонившись к нему — чтобы он видел ваше лицо. Если это не поможет, легонько потрите ему животик и грудку, не беря его на руки. Можно также включить проигрыватель или магнитофон и проверить реакцию ребенка.
В первые полтора-два месяца ребенок зажмуривает глаза, когда он сосет грудь. В более старшем возрасте ребенок время от времени прерывает сосание для «разговора» с мамой. Он смотрит ей в глаза, улыбается, может издавать звуки. Обязательно используйте это время для общения! Если выкормите его из бутылочки, все равно во время кормления держите его на руках. Тепло от тела взрослого и удобная поза способствуют ощущению комфорта, умножают удовольствие от еды.
Как стимулировать активность и предприимчивость ребенка
Если все желания ребенка исполняются без каких-либо усилий с его стороны, он может вырасти избалованным и пассивным человеком. Играя с малышом в увлекательную игру, попробуйте неожиданно ее прекращать: он будет стараться продолжить игру, побудить вас играть дальше.
У малыша есть врожденное стремление и способность подражать мимике взрослого. Наклонитесь к ребенку и сделайте смешную гримасу, например, высуньте язык. Затем, улыбаясь, смотрите на ребенка, побуждая его сделать то же самое. Даже если он не станет подражать вам, он с огромным интересом будет наблюдать за вами. Отодвиньтесь немножко в сторону — чтобы ваше лицо ушло из поля зрения ребенка. Если он начнет вас искать, продолжайте игру дальше. Повторяйте это много раз: ребенку такая игра не надоест.
Поднесите ручки ребенка к своим губам, подуйте на них, поцелуйте, подвигайте пальчиками ребенка, приговаривая нежные звуки и слова. Потом отвернитесь, но поглядывайте на ребенка. Если он начнет удивленно дрыгать ручками и ножками, издавать звуки и иными способами привлекать ваше внимание, повернитесь к нему и снова начните играть с его ручками.
Хорошо, если у вас есть яркая игрушка, которая издает звук при сдавливании или нажимании (это может быть резиновая собачка или лошадка, матерчатая кукла с пищалкой внутри и т.д.). Возьмите эту игрушку и проведите ею по животу и груди ребенка к его личику. Пусть игрушка при этом пищит и щекочет ребенка. Потом резко уберите игрушку и спрячьте ее себе за спину. Если ребенок проявит заинтересованность, возобновите игру.
Как развивать привычку и умение наблюдать окружающий мир
Ребенок рождается со склонностью к наблюдению. Для развития этой склонности нужно с самого раннего детства сделать так, чтобы окружающее было интересным для ребенка, привлекало бы его взгляд и внимание.
Подвесьте мобиль над кроватью ребенка и укрепите на нем разные предметы, привлекающие внимание. Один из вариантов мобиля — это просто кольцо с дырочками, через которые к нему прикрепляются игрушки или другие предметы.
Мобиль очень просто сделать самому. Но если вам лень этим заниматься, используйте вместо мобиля обычную вешалку для одежды. Мобиль можно подвесить на шнуре, привязанном к крюку на потолке или к кронштейну на стене.
Другое простое решение состоит в том, чтобы прикрепить к спинке кроватки два шеста, натянуть между ними веревочку, и на ней уже подвесить мобиль. Висящий на длинном шнуре мобиль (вешалка) может качаться во всех направлениях, поворачиваться вокруг собственной оси, и, главное, эти движения могут продолжаться достаточно долго после однократного толчка.
Привязываемые к мобилю предметы будут находиться вне досягаемости ребенка, он сможет только смотреть на них, но не трогать их и не брать в рот. Этими предметами могут быть, например, елочные игрушки (понятно, не стеклянные, которые могут разбиться), склеенные из цветной бумаги кубики или другие фигурки, шарики из фольги или, наконец, просто цветные ленты. Важно, чтобы эти предметы не надоедали ребенку. Хорошо каждые два-три дня сменять хотя бы один предмет.
Если ребенок не обращает внимания на висящие над ним игрушки, попробуйте нарисовать и повесить изображение человеческого лица. Сделайте это лицо достаточно большим, около 10 см в диаметре, раскрасьте глаза, губы, щеки и волосы. Если ребенку понравится, можете потом нарисовать несколько разных лиц и менять их время от времени.
Внимание ребенка легче всего привлечь движущимися предметами. Простейший способ приводить в движение мобиль с игрушками — соединить его ниткой или шнурком с ручкой (или ножкой) ребенка. Бодрствующий ребенок очень редко лежит неподвижно, он обычно двигает руками и ногами. Очевидно, ребенок вначале не заметит существования какой-то связи между своими движениями и движениями мобиля (вешалки) с игрушками. Однако не исключено, что рано или поздно он обратит на это внимание, что послужит формированию у него произвольных движений.
Вместо мобиля можно использовать цветные воздушные шарики, если они, конечно, еще обладают способностью летать. Привяжите к руке ребенка конец шнурка от шарика. Покажите ребенку, двигая его рукой, что он может заставить двигаться шарик.
Можно на этом же шнурке, рядом с шариком, укрепить колокольчик или бубенчик. Это будет ребенку еще интереснее.
Как научить ребенка следовать взглядом за движущимся предметом? В полутемной комнате зажгите ручной фонарик (лучше — прикрыв его полупрозрачной цветной бумагой). Поместите этот фонарик перед лицом ребенка на расстоянии 25 см и медленно ведите его сначала вправо, потом влево, затем вверх и вниз.
Как помочь ребенку в изучении собственных рук
Ребенок узнает о мире не только путем наблюдения за тем, что его окружает. Огромная часть знаний приобретается в результате действий с предметами. Манипуляции с предметами обычно осуществляются с помощью обеих рук, выполняющих разные функции (например, одна рука держит банку, другая — открывает крышку). Управление движениями рук, их расположением относительно друг друга и относительно предмета осуществляется под контролем зрения. В возрасте около трех месяцев ребенок начинает усиленно рассматривать свои руки, держа их рядом и двигая пальцами. Это очень важно для дальнейшего развития ребенка, поэтому ему нужно помочь.
Когда ребенок лежит на спине, осторожно подведите свои пальцы под плечи ребенка и пододвиньте обе его ручки вперед — чтобы они прикоснулись друг к другу. Покачайте ребенка.
Поднесите ручки ребенка к своему рту, подуйте на них, поцелуйте, потрите друг о дружку. Держите ручки так, чтобы ребенок их видел. Пощелкайте языком перед тем, как подуть на них.
Возьмите ручки ребенка в свои руки и подвигайте их вверх и вниз, навстречу одна другой, побейте их слегка друг о дружку и разведите в стороны.
Завяжите на пальчиках рук ребенка яркие ленточки, наденьте смешную рожицу, поднесите ручки к глазам ребенка, чтобы он обратил на них внимание.
Привяжите колокольчик на запястье руки ребенка. Подвигайте этой рукой, чтобы колокольчик зазвенел и ребенок начал искать его взглядом. Затем возьмите вторую руку ребенка, и пусть он потрогает пальчиками колокольчик на другой руке.
Возьмите игрушку со сложной или бугристой поверхностью — такую, чтобы ее было удобно схватить. Положите ее на грудь ребенка, соедините на ней обе ручки ребенка. Вероятно, он ее схватит. Хорошо, если игрушка издает звук при хватании и сдавливании.
Как развивать общение с ребенком и подготавливать его к овладению речью
Ребенок от рождения наделен способностью общаться со взрослым. Он, как и вы, использует для этого взгляды, улыбку, звуки и мимику.
Если мама необщительна и не отвечает на попытки ребенка установить контакт, это вредит развитию общения, а потом и речи ребенка. Но плохо также, когда она слишком активна и не только задает вопросы ребенку, но сама же и отвечает на них. Попытайтесь соблюдать меру и предоставить ребенку максимальную возможность самому активно участвовать в общении.
Пользуйтесь любой возможностью, чтобы пообщаться с ребенком. Делайте это, когда меняете ему пеленки, перед купанием и после купания, после кормления, во время гуляния. Установив контакт взглядов и обменявшись улыбками, попытайтесь начать «разговор». Произнесите гласный «а» или «э», делая это подчеркнуто преувеличенным образом и глядя при этом ребенку в глаза. Затем помолчите и жестами пригласите ребенка ответить вам. Если он произнесет какой-то звук, постарайтесь поточнее повторить его — и опять ждите приглашения ребенка продолжить «разговор».
Если вы услышите, что ребенок гулит, лежа один в кроватке, подойдите к нему, наклонитесь, улыбнитесь и, установив контакт взглядов, начните ему подражать. Когда ребенок замечает, что его гуление привлекает внимание взрослого, он начинает еще больше гулить.
Подражая звукам, произносимым ребенком, старайтесь встать так, чтобы ребенок хорошо видел движения вашего рта и ваших губ. Это помогает образованию у него ассоциаций между тем, как звучит и как выглядит произносимый вами гласный. В дальнейшем ему будет легче подражать вашему голосу и таким образом учиться говорить.
Существенный мотив для развития речи — осознание того, что с помощью звуков можно попросить о помощи. Такое знание формируется у ребенка, если мама сразу откликается на его призыв. Ни в коем случае не заставляйте ребенка долго кричать! Этим вы ухудшите его отношение к вам и можете задержать его речевое развитие.
Ребенок кричит по-разному — когда он мокрый, когда голоден или когда у него болит животик. Учитесь различать эти крики и догадываться, что именно нужно ребенку. Хваля ребенка за его крик («Молодец! Говоришь, что описался»), вы будете содействовать еще большей выразительности этих криков и в целом речевому развитию ребенка.
Интерес к человеческому голосу у ребенка врожденный. Для поддержания и развития этого интереса говорите с ним четким и выразительным голосом, меняйте его интонации, высоту.
Как ускорить моторное (двигательное) развитие ребенка
Двигательные возможности ребенка зависят и от силы его мышц, и от уровня развития специализированных нервных схем, которые управляют работой мышц, обеспечивают координацию движений. Для развития мышц полезен массаж, а также многократные повторения движений.
Положите ребенка на животик и потрясите погремушкой перед ним, чтобы он поднял головку. Тогда поднимите погремушку повыше. Делайте это медленно. Возможно, ребенку удастся еще приподнять головку и какое-то время удерживать ее в этом положении. Погладьте спинку ребенка и поговорите с ним ласковым голосом.
Если ему трудно поднимать головку, когда он просто лежит на животике, облегчите ему задачу. Сверните полотенце и подложите под грудь ребенка. Так ему легче поднять головку. Трясите погремушкой перед его лицом и слегка двигайте ее взад и вперед.
Можно и без погремушки побудить ребенка приподнять головку. Делайте смешные гримасы, дуйте на ребенка и произносите звуки, чтобы заставить его держать головку приподнятой.
Вы можете усилить интерес к вашему лицу, время от времени закрывая его маской.
Положите ребенка на спину в удобном положении. Наклоните к нему свое лицо, а потом двигайте его то вправо, то влево. Он должен будет поворачивать головку, чтобы вас видеть.
Вы можете при этом говорить с ним, чтобы еще больше стимулировать его следование за вашим лицом.
Держите ребенка на руках в вертикальном положении, не поддерживая его головы. Пусть он сам пытается удерживать ее! Если вы думаете, что он еще не может с этим справиться, держите другую свою руку вблизи его головы.
Если ребенок уже неплохо удерживает голову, покажите ему интересную яркую игрушку или картинку. Двигая игрушку направо и налево, вы сможете побудить его слегка поворачивать голову.
Осторожно перекатывайте ребенка с бока на спинку и обратно. Делайте это ритмически и сопровождайте пением или музыкой.
Вложите в руку ребенка погремушку или резиновую игрушку. Помогите ему поднести ее ко рту. Если он возьмет игрушку в рот, не мешайте ему.
Комментарии