Каждая мама желает видеть в собственном ребенке талантливую личность, мечтает о его успешном обучении и счастливом будущем. Я по специальности учитель и после рождения собственных детей была уверена, что моих знаний и многолетнего опыта преподавания в школе будет достаточно для их раннего развития и подготовке к школе.
Гдето до двух лет все было хорошо, я уверенно воплощала в жизнь свой учебный план, но по мере того как дети росли, набирали признаков личностей с собственными характерами, я поняла, то что срочно надо что-то менять в педагогическом подходе к ним. Именно их ЛИЧНОСТЬ смущала меня более всего. В определенных ситуациях мое нежное желание научить, в их глазах превращалось в стремление доминировать над ними, их открытость менялась на защиту. Безусловно, существует много педагогических приемов как правильно подать ребенку учебную информацию. Я нашла еще один — собственный путь и моя история об этом.
Сейчас моему старшему сыну Богуславу 7 лет, младшему Андрею — почти 4. Моя история началась полтора года назад. Богуслав готовился к школе: учился читать, писать и считать. Много времени он проводил играя с полуторогодовалым малышом, его младшим братом. Я обратила внимание на то, что оба с удовольствием играли в учителя и ученика. Понятно, что учителем был старший. С серьезным видом он старался научить всему, что знал, своего брата. При этом он сам читал или считал гораздо больше и охотнее, чем при работе со мной.
У почти двухлетнего Андрюши мало что получалось, но он с большим интересом играл в ученика, пытаясь повторять все за братом. В этой игре меня больше всего удивляло то, с какой настойчивостью старший пытался исправить ошибки младшего, а последний с терпением снова и снова получал «нагоняй». Но именно это и является одной из основных трудностей обучения маленьких детей. Им не всегда нравится, когда часто поправляют, говорят будто они делают что-то неправильно.
— Андрюша, давай еще раз попробуем сказать р-р-рыба… Так, почти получилось, но ты кончиком языка прикасаешься зубчиков. Попробуй его поднять выше, — я делаю еще одну попытку поставить произношение «р» у Андрюши.
— Ну, мама, я знаю, как это сказать. Может давай лучше порисуете.
Обучающие игрушки для детейМоя задумка заключалась в том, чтобы «переквалифицировать» Андрюшу из ученика в учителя. Я собрала мягкие игрушки: медвежат, котят, щенков, посадила их вокруг себя и Андрюшу.
— Смотри, Андрюша, мы с тобой учимся, многое знаем, а наши бедные игрушки ничего не знают, они так и останутся глупыми, если ты их не будешь учить. Давай я тебе немножко помогу, а ты поможешь им.
Как ни странно, на некоторое время это сработало. Я с ним учила стишки, после чего он каждой игрушке рассказывал его. Играя в учителя он даже фантазировал:
— Мишка, я же тебе говорил «кот слепил себе пирог», а ты все повторяешь «слепил снег». Ну разве это правильно, слушай еще раз внимательно.
Через два дня энтузиазм Андрюши почти полностью угас.
— Мама, они же совсем не разговаривают. Как же их можно учить?
За ужином я поделилась своим неудачным педагогическим опытом с мужем. На мою радость, он сказал, что чисто технически никаких проблем нет, в игрушку можно встроить электронное устройство, которое будет записывать голос ребенка, а затем проигрывать его. Я с нетерпением ждала «чуда электроники» и вот через две недели муж вечером принес детям подарок. Это была огромная белка с пушистым хвостиком. Дети, как всегда, с радостью взяли новую игрушку.
— Подождите ребята, — сказал муж. — Эта игрушка необычна, она умеет разговаривать. Надо только нажать на лапку.
Дети замерли и с удивлением слушали, как игрушка говорила папиным голосом: «Привет, я разговорчивая белка. Я хочу дружить с вами, вместе гулять и готовиться к школе. Я мечтаю быть разумной белкой и надеюсь что вы, Андрюша и Богуславчик, научите меня всяким премудростей, стишков и песен. Нам будет весело».
— Теперь вы можете попробовать сами. Если захотите научить чему-то белку, нажмите на правую лапку. Чтобы проверить, как белка запомнила ваш урок, нажмите на левую лапку.
Детей просто «сдуло» с игрушкой. Они закрылись в своей комнате и их не было слышно где-то с час, после чего они устроили концерт.
Обучающая детская игрушка- Внимание! Выступает разговорчивая белка, стихотворение…
За этот вечер мы от белки услышали почти все, что они знали: поговорки, стихи и песни. Дети были в восторге от нового друга и я поняла, что нашла правильный подход к их обучению. На следующий день у меня с детьми был серьезный разговор. Мы планировали занятия для белки. Главным учителем, кто брал ответственность за обучение белки, с согласия всех избрали Андрея. На первом этапе мы договорились поставить белке правильное произношение звуков.
— Андрюша, послушай внимательно белку. Ты слышишь как она неправильно произносит «…рак за руку греку цап». Вообще не понятно, что она говорит: рак или лак. Придут скоро к нам гости и будут смеяться над тем, как она говорит. Ты ей объясни и покажи сам как правильно надо ставить язычок для звука р-р-р…
Теперь критика была адресована не Андрею, а игрушке. Ребенок снова и снова с терпением исправляла собственную речь. Еще одно преимущество — ребенок слушая собственную запись сам замечает ошибки и сознательно их исправляет. Для старшего сына игрушка тоже пригодилась. Правда он был уже достаточно взрослым, чтобы не «купиться на сказочки» об обучении игрушки. Но как и в случае с Андреем я использовала игрушку для постановки произношения звуков английского языка.
— Богуслав, послушай еще раз как ты говоришь «mother, father». У тебя получается «мазе, фазе». Чтобы правильно получился этот звук надо выдвинуть язычок между зубками и вроде облизать верхние зубки. Давай попробуем еще раз и послушаем, что получается.
Андрюше настолько понравился новый друг, что он и спал, и ел вместе с игрушкой. Он сам прибегал ко мне с вопросом:
— Мама, какой стишок будем учить с белкой сегодня?
В три года без особых усилий Андрюша изучил все стишки из книги «Азбука» издательства «Абабагаламага». Особенно весело было, когда приходили гости. Дети устраивали концерт игрушки. Они украдкой в своей комнате что-то записывали в игрушку, после чего выходили к гостям и с гордостью демонстрировали знания белки.
Со временем я пришла к мысли, что белка, как и любое другое животное, не совсем подходит на роль глупого ученика. В жизни животных не говорят человеческим языком и ребенок со временем сам приходит к такому выводу. Надо иметь игрушку, которая похожа на человека, а лучше на ребенка. Знакомый дизайнер пошила гнома. Игрушка имеет вид известного персонажа мультфильмов: густая белая борода, штанишки и жилетка, красный колпак с кисточкой, большой рюкзак за плечами. Не полюбить такого болтливого гнома было невозможно.
Обучение детейИнтерактивная игрушка пригодилась и для грудных детей. Знакомая имела четырехмесячную малышку. Каждый раз когда ребенка оставляли в комнате одну, она начинала плакать. В постель к ребеночку положили игрушку, которая говорила и шушукала знакомым маминым голосом. Малышка с интересом посмотрела на игрушку, дотянулась до нее и начала что-то крехтеть и свистеть в попытке пообщаться с удивительной «мамой», даже не замечая, что настоящей мамы рядом нет.
Игрушка по кругу повторяет сделанную мамой запись и может «разговаривать» хоть целый день. Надолго такой забавы не хватает, но на минут 15-20 разговорчивая игрушка занимает внимание ребенка.
Однажды малышка долго плакала и ничто ее не успокаивало. Мама записала этот плач и положила игрушку в постель рядом с плаксой. Детка в то же время замолчала и округлыми от удивления глазами смотрела на игрушку, которая плакала ее голосом. Моя знакомая особенно обрадовалась облегчению присыпая ребенка. Раньше приходилось по полчаса шушукаты на ушко, прежде чем ребенок заснет. Но это же самое может сделать и игрушка, только надо записать колыбельную, например: «ш-ш-ш спи дорогая усни ш-ш-ш…»
Через некоторое время старший сын пошел в школу. Однажды он взял болтливого гнома с собой, чтобы похвастаться перед друзьями. Учительница увидела интерактивную игрушку и предложила использовать ее в школе. Но голос гнома оказался слишком слабым для большого класса с тридцатью учениками. Так «родился брат» болтливого гнома — голосистый гном, который отличался от предыдущего усиленным голосом и больше подходил для групповых занятий с детьми. Со временем пришла идея сделать гнома более забавным и веселым. В это время появились китайские игрушечные громкоговорители, которые изменяют голос ребенка, делая его смешным.
А возможно ли это позаимствовать и для гнома? Вышел забавный гном. Кроме обычной записи и воспроизведения звука, этот гном может изменять записанный голос, создается эффект будто скорость вращения пластинки ускоряется или тормозится. Дети охотнее играют с такой игрушкой. Новые возможности позволяют больше времени удерживать внимание ребенка на игрушке, превращают обучение в забавную игру с весельем и смехом.
Идея с интерактивной игрушкой получилась удачной. Несколько школ и специализированных детских садов в Киеве уже используют семейство гномов в учебном процессе. Производство игрушки начато под торговой маркой «Целебная энергия». Кажется для гномов все складывается удачно. Но, напоследок, я хотела бы предостеречь. Интерактивный гном для ребенка остается просто привлекательной игрушкой. Он становится эффективным орудием для развития и обучения только благодаря взрослым, которым не безразлично будущее ребенка.
Комментарии