До праздника Первого звонка еще, кажется, много времени. Но готовиться к школе стоит заранее. Будущего ученика ждут большие перемены в его жизни. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы они состоялись как можно безболезненнее.
Для начальных классов выбирайте школу не по принципу престижности и наличия большого количества дополнительных для ребенка нагрузок, а, по возможности, ближайшую к дому. Более того — выбирайте не школу, а учителя. Причем не «заслуженного», «модного» или «известного», а порядочного, уравновешенного и который подходит по темпераменту вашему ребенку. Знакомясь с учителем, обратите внимание на его манеру говорить. У него не должно быть нервной быстрой речи, он должен уметь четко и лаконично формулировать свои мысли, не перепрыгивать с темы на тему, разумеется давать задания.
Заранее переведите ребенка на режим дня, максимально приближенный к школьному. Если малыш будет капризничать и сопротивляться, можно сначала придумывать интересные причины, по которым ему надо рано встать. Нельзя, чтобы школа заранее ассоциировалась у ребенка с неприятностями. Несколько раз пройдите с ребенком весь маршрут от дома до школы и обратно, даже если планируете первое время отводить и забирать его. По пути обратите его внимание на светофоры, подземные переходы, а если есть необходимость, на те виды транспорта, на которых он сможет добираться до школы.
Убедитесь, что ваш малыш сможет при случае назвать домашний адрес, телефон, самостоятельно отпереть дверь. Вместе с ребенком приготовьте все необходимое для занятий. При покупке школьных принадлежностей давайте будущему первокласснику свободу выбора, расскажите, на которых уроках все это может понадобиться. Старайтесь, чтобы все планы, связанные со школой, имели оттенок мечты. Одновременно, с другой стороны, рассказывайте о неизбежных трудностях и новую ответственность.
С наибольшей полнотой используйте этот период, когда ребенок открыт к восприятию нового. Больше с ним общайтесь, отвечайте на вопросы, обсуждайте изменения, которые произойдут в его жизни. Упор, что обучение в школе — это естественный этап взросления в жизни каждого человека.
Первый звонок
Разговаривая о школе, расскажите о том, как надо будет вести себя по отношению к учителям и школьным товарищам. Благосклонно и с симпатией отзывайтесь о будущей учительнице (чаще всего в начальных классах это именно женщины), всегда называйте ее по имени-отчеству. И дело не только в том, что так ребенок легче запомнит ее имя. Гораздо важнее, чтобы будущий первоклассник проникся уважением к своему учителю: практически невозможно чему-то научиться у человека, которого не уважаешь.
Заботясь о том, чтобы 1 сентября малыш был нарядным, не переусердствуйте, а то у него может сложиться впечатление, что все приготовления происходят ради одного праздничного дня. Старайтесь сделать так, чтобы этот день стал для вашего ребенка серьезной жизненной вехой. Малыш готов взять на себя ответственность за часть своих школьных обязанностей, ваша задача — не мешать ему в этом. Дайте возможность первокласснику проявить самостоятельность и почувствовать, что порядок на письменном столе, правильно собранный портфель, с вечера приготовленная одежда и обувь, вовремя сделанные уроки прежде нужны ему самому, а лишь затем — родителям или учителю.
Готовьтесь вместе со своим ребенком переживать Первые неприятности и успехи: с одной стороны, придется учить его стойко и с достоинством переносить неудачи, с другой — следить за тем, чтобы успехи не становились для него поводом для высокомерия. Смиритесь с тем, что ваш «лучший» ребенок может стать объектом критики. Это одно из самых суровых испытаний для родителей, которые нередко склонны впадать в крайности. Так, они могут броситься защищать своего малыша от «врагов»; начать пренебрежительно отзываться об учительнице; скандалить с другими родителями; не разобравшись, принимать на веру версию своего ребенка про его «обидчиков».
Ничем не лучше другая крайность — во всем винить своего малыша и набрасываться на него с упреками: «маму с папой позоришь», «в кого ты такой удался», «у других дети как дети…». Оба варианта могут угрожать серьезными последствиями для неокрепшей детской психики.
Не забывайте о правильном питании и ежедневном отдыхе ребенка на свежем воздухе. Не перегружайте первоклассника занятиями, которые требуют дополнительной умственной нагрузки. Задумайтесь, не говорит ли в вас примитивное родительское тщеславие, а не истинная забота о ребенке. Не забывайте, что сравнивать успехи малыша можно только с его собственными (например, месяц назад), а не с достижениями его одноклассников, детей ваших друзей, соседей или коллег.
Родители должны проявить выдержку, спокойствие, справедливость и безусловную любовь к ребенку, независимо от его успехов или неуспехов в школе. Можно заподозрить школьную дезадаптацию и хронический стресс, если у первоклассника ухудшилось общее состояние здоровья, снизился вес, уменьшилось количество гемоглобина в крови, снизилась острота зрения, появились головные боли, если ребенок начал часто болеть, стал вялым, плаксивым, у него нарушился аппетит, пищеварение и сон.
У некоторых детей, наоборот, могут проявляться признаки перевозбуждения, они могут стать неуравновешенными, раздражительными, вспыльчивыми, агрессивными. Не исключено возникновение страхов у ребенка, неврозов и других невротических состояний. В развитии ребенка возможен регресс — он может «впасть в детство», вернувшись на более ранний этап своего развития. Наличие у ребенка лишь некоторых из перечисленных симптомов — уже серьезный повод для беспокойства. И тогда родителям придется делать непростой выбор — забирать малыша из школы или попробовать помочь ему справиться с непосильными для него нагрузками.
Критерии готовности ребенка к школе
Дошкольная подготовкаПервый год в школе становится одним из наиболее сложных и нагруженных лет жизни ребенка. Правильно перегружать малыша в этот короткий период, или целесообразнее начать заниматься с ним раньше? Кто должен это делать? Чему учить ребенка перед школой?
Некоторые считают, что надо начинать готовить ребенка с трех лет, а кто-то думает, что не ранее, чем за год до школы. Любая уважаемая школа проводит тестирование при приеме детей. К сожалению (или к счастью), в России и Украине нет единой системы тестирования при поступлении и наряду с задачами почитать, посчитать, ваш ребенок может быть удивлен просьбой найти среди примеров один с ошибкой, проанализировать и сравнить различные геометрические фигуры, прочитать и пересказать стихотворение или назвать символику государства.
Готовить ребенка надо заранее. Но обученность и умственное развитие, хотя и понятия взаимосвязанные, не всегда означают одно и то же. Готовый к школе ребенок не всегда имеет высокую степень интеллектуального развития. Обучаемость — это те умения и навыки, которых ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие — это умственный потенциал, способность ребенка к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.
Как оценить готовность ребенка стать школьником?
Такой критерий есть, и в психологии он получил название «школьная зрелость», или психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным участвовать в школьном обучении. Этот критерий включает в себя:
1) интеллектуальную готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика)
2) эмоциональную готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями),
3) социальную готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).
Перед поступлением в школу психолог проводит тестирование и обычно проверяет:
• развитие памяти (норма запоминания 6 и более слов из 10);
• чистоту произношения, умение повторить сложное слово, умение различать звуки в словах;
• развитие речи (богатство словаря , способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и прочее);
• произвольное внимание (умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекая своего внимания);
• готовность руки к письму (нужно скопировать несложный рисунок, представляет предложения);
• умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу);
• развитие логического мышления (умение найти сходства-различия, обобщить, назвать лишний из предложенных предметов; расположить рисунки, связанные между собой сюжетом, в нужной последовательности и др.);
• пространственную ориентацию (умение назвать, где находится предмет: справа, слева, за, над, под и т.д.);
• общую информированность ребенка об окружающем мире;
• элементарные математические навыки (порядковый счет до десяти (прямая и обратная) , умение решить несложную задачу с помощью предметов). Оценивают также, что привлекает ребенка в школе (возможность получить новые знания или чисто внешние атрибуты: новый рюкзак, интересный пенал и прочее), как он контактирует с незнакомыми взрослыми и детьми, какой у него личный темп работы и многое другое.
Ребенка считают неготовым к школе, если он:
• настроен исключительно на игру;
• недостаточно самостоятелен;
• чрезмерно возбуждается, слишком импульсивный,
• не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
• мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и проч.;
• имеет серьезные нарушения речевого развития;
• не умеет общаться со сверстниками;
• не стремится контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязанный.
Комментарии