Как «расшевелить» мозги? Мама убеждена: нестандартные упражнения помогают лучше усваивать материал.
Мой семилетний сын Егор – непоседа, не умеет сосредоточиваться, с правописанием у него не ладится. В его возрасте это отнюдь не редкость. У многих школьников уже на первом году возникают заметные трудности – например в чтении, математике, поддержании порядка. Часто за этим кроются неврологические задержки развития, определенные способности не достигли еще той степени зрелости, которая необходима для школы. Без посторонней поддержки этим детям трудно не отстать от других. Как могут помочь родители? «Ни в коем случае не устраивайте школу на дому, — советовала учительница Егора. — Это подрывает радость от учебы». И мы придумали упражнения в игровой форме.
Перед выполнением домашних заданий – разминка для мозгов
Упражнение
Надуть мяч, лучше тот, которым играют в водное поло, к клапану привязать прочную резинку, подвесить на ней мяч таким образом, чтобы он был на высоте лица ребенка. Перед выполнением домашних заданий ребенок пританцовывает вокруг мяча, по-боксерски колошматя его кулаками в течение пяти-десяти минут.
Эффект
Проясняет голову, активизирует все чувства. Тренирует реакцию, координацию движений глаз и рук, пространственное зрение, остроту зрения на близком и дальнем расстоянии, подвижность глаз, напряжение мышц.
Результат
Дает много, но требует последовательности. Теперь ребенок приступает к урокам лишь набоксировавшись всласть. Его способность сосредоточиваться заметно повысилась, он спокойно сидит над своим заданием.
Обучение чтению под хлопки в ладоши
Упражнение
Медленно и громко произносить заданные для чтения слова, сопровождая каждый слог хлопком в ладоши: «по-ми-дор». Ребенок делает то же самое.
Эффект
Слова легче запоминать «по кусочкам». Некоторым первоклашкам слишком трудно усваивать многосложные слова (недостаточное зрительное восприятие). Произнесение слов вслух дополнительно способствует их запоминанию, хлопки в ладоши служат ориентиром, указывающим длину слова. Рекомендуется, если дети не читают текст, а проговаривают наизусть. Или если при чтении новых текстов пропускаются целые слова.
Результат
Этот способ мы применяли недолго. Сыну это очень нравилось, мне же быстро надоедало. Можно было и так: при чтении вслух Егор водил по строчке указательным пальцем (левым и правым, по очереди). Это стимулирует множество нервных окончаний на кончиках пальцев, повышает восприимчивость.
К правописанию – бегом
Упражнение
Перепишите сами четко текст от руки на лист бумаги, начиная каждое предложение с новой строки. Лист разрежьте так, чтобы на каждой полоске бумаги было только одно предложение. Прикрепите полоски в разных местах квартиры (в логической последовательности) с помощью скотча. За каждым предложением ребенку надо будет вставать, бежать к очередному листку, запоминать текст, переписывать его. Это можно повторять сколько угодно раз. Потом вы исправляете ошибки, заставляете переписать исправленное.
Эффект
Движение активизирует все чувства. Орфография лучше запоминается. Отличное средство, если дети во время диктанта делают много ошибок, пропускают слова, путают буквы.
Результат
Гениально. С первого же раза единица сменилась четверкой. Егор получает громадное удовольствие, я могу мимоходом заниматься каким-нибудь другим делом. Для верности я время от времени заставляю сына читать исправленные слова по складам.
Математика с цифрами на шнуре
Упражнение
Надуть воздушные шарики, фломастером написать на них цифры, которые предполагается использовать в счете, подвесить на шнуре, сформулировать задачу, например 5 + 7. Ребенок должен бросать маленький мячик или шарик для игры в пинг-понг в воздушные шары с соответствующими цифрами и правильным результатом (в данном случае с цифрой 12). Годится для четырех действий арифметики.
Эффект
Сочетание игры, движения и счета активизирует работу головного мозга. Процесс счета ускоряется, лучше усваивается. Для детей, которые всегда пытаются угадывать результат, делают много ошибок по рассеянности.
Результат
Замечательное занятие. Мой сын даже приглашает для этого своего друга. Разворачивается целое действие, которое требует еще и дополнительной подготовки.
По-моему, это оправдывает себя с цифрами больше десяти. До десяти учиться складывать и вычитать можно, например, и с помощью кубиков.
К порядку – прыжками
Упражнение
Ребенок хлопает над головой в ладоши, одновременно делает прыжок ноги врозь. Затем ноги вместе, руки по швам. Минимум десять раз подряд.
Эффект
Тренирует внимание, способность к запоминанию, чувство тела, координацию движений. Важно для организационной способности головного мозга – предпосылка выработки привычек, обеспечивающих аккуратное письмо, порядок в ранце, очередность действий (тетрадь и пенал на стол, вынуть ручку, смотреть на доску, начинать с верхнего левого угла и т.д.). Помогает несобранным детям, которые вечно половину забывают, утомляются от одной только подготовки к выполнению домашнего задания.
Результат
Поначалу Егору было трудно, но чем лучше ему удавалось выполнять это упражнение, тем охотнее он делал его. Чудес ожидать не стоит. Детям, у которых есть серьезные проблемы в этом отношении, надо постоянно упражняться в координации движений, много прыгать, например, через скакалку.
Комментарии