В школьных конфликтах никогда нельзя точно сказать, кто из его участников первым перешел грань. Порой дети становятся совершенно неуправляемыми, а иногда и учителя превышают свои полномочия. Но имеет ли право учитель повышать тон на ученика? О том, почему крик – это не выход, рассказала специалист онлайн-платформы по поиску репетиторов Preply.com Юлия Боюн.
ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК КРИЧИТ
Повышение тона – это сигнал о двух возможных эмоциональных расстройствах: неуверенности в себе или страхе. Но человек, который выбрал преподавание в качестве профессии жизни, должен справляться с подобными внутренними конфликтами без перехода на личности или крик. Учитель – это главный участник процесса обучения, именно он определяет формат взаимодействия внутри коллектива. Он может стать образцом и наставником для ребенка, а может убить в нем весь интерес к предмету и учебе в целом. Взрослый человек, который не может совладать с эмоциями и от бессилия кричит на детей, едва ли станет авторитетом для группы подростков.
СЛОВА РАНЯТ
Президент Ассоциации детских психологов и психиатров Александр Кузнецов считает, что нелюбовь к учителю является распространенной причиной школьных прогулов.
Вспомните свои студенческие годы, сколько пар было пропущено из-за скучного или надменного преподавателя в университете. У детей младшего возраста срабатывает та же логика: избежать взаимодействия с раздражителем всеми возможными способами. Особенно это касается тех учителей, которые не только не нашли общий язык с учеником, но и вербально обижают его. И это не самое худшее, что может случиться с детской психикой. Необоснованные крики учителей и попытки унизить ученика перед классом могут привести к серьёзным расстройствам, которые человек пронесет через всю свою жизнь.
КАК ВЫЙТИ ИЗ КОНФЛИКТА
Каждый родитель знает своего ребенка и сможет понять, повышение тона было обоснованным или нет. Конечно, нет такой ситуации, в которой учитель имеет право унижать ученика. Но порой подростки делают все, чтобы спровоцировать взрослого человека на крик. Существует несколько вариантов выхода из конфликтной ситуации:
Разобрать ситуацию вместе с представителями школьного управления (директором, завучем, психологом) и решить ее согласно трудовому и этическому кодексам;
Обратиться к школьному самоуправлению для определения источника конфликта и мирного разрешения ситуации (иными словами, опросить учеников и, если ребенок был не прав, провести воспитательную беседу с ним);
Постараться провести примирительную беседу с учителем и учеником, т.к. часто в ситуации оба оппонента бывают неправы.
В подобных ситуациях тяжело сказать, кто прав, а кто виноват. Обычно на учителей оказывается сильное давление из-за особых требований к их профессиональной подготовке, а каждый родитель предпочитает быть адвокатом своего ребенка. Научите ребенка никогда не вступать в переговоры с кричащим взрослым, а любые недопонимания в школе обсуждать с мамой или папой — они помогут разобраться в конфликте.
Комментарии