Одним из самых важных факторов успешного обучения является правильная мотивация учащегося. Большую часть времени ученик проводит в освоении материала. Для этого необходимы концентрация внимания, усидчивость, желание учиться.
Что традиционно мотивирует ребенка на учебу?
• Хорошие оценки;
• Поощрение родителей и педагогов;
• Успех;
• Подарки и бонусы;
• Перспектива опередить или догнать сверстников;
• Страх;
• Прогнозы на будущий успех или неудачу в жизненной карьере;
• Радость познания;
• Возможность самореализации.
В дистанционном обучении есть свои нюансы. Ребенок не может сравнить свои достижения с успехами других детей. Он как бы замкнут в собственном онлайн пространстве. Единственным критерием его успешности является результат оценивания учителем. Иногда это просто количество набранных в тесте баллов. Но ребенку важна так же и более развернутая характеристика его ответа. Вот тут дистанционное обучение имеет значительные преимущества перед обычной школой, где учитель и ученик ограничены временем урока, и учитель просто не успевает дать качественную оценку усилий ученика. В онлайн-школе это возможно. Ни учитель, ни ученик не ограничены во времени.
Важную роль тут приобретает диалог между учителем и учеником. Как письменное, так и устное онлайн-общение. Нужно, чтобы ученик получал качественную обратную связь. Это дополнительно стимулирует его.
Работа в группах дает возможность учителю создать для ребенка ситуацию успеха рядом со сверстниками. Виртуальный ученик может показать себя одноклассникам, поспорить с ними, увидеть и услышать их мнение о своих достижениях в живом общении. Сравнение и соревнование – это одна из традиционных форм мотивации.
Часто используемый родителями и педагогами стимул в обучении – это страх. Этот метод базируется на том, что ребенок боится, что, не выполнив какую-то работу, получит нежелательные последствия. Допустим, родители лишат ребенка каких-то благ. Не позволят ему играть в компьютерные игры, ограничат его самостоятельность. Это система кнута и пряника.
Страх в какой-то степени мотивирует ребенка. Но это мотивация низкого качества. В этом случае ребёнок выполняет задания недобросовестно, не для того, чтобы получить знания, а для того, чтобы не быть наказанным.
Страх, материальные стимулы, оценки, прогнозы на будущее, соревнование, борьба за первенство – это факторы внешней мотивации, они нестабильны и зачастую ориентированы на негативные стороны личности (зависть, тщеславие, жадность и т.п.).
Самым стойким эффектом обладает внутренняя мотивация, осознанное и радостное стремление к знаниям, как к источнику бесконечного развития, самореализации, поиска и достижения сопутствующего успеха. Такую мотивацию можно назвать когнитивной мотивацией.
Осознанная мотивация
В обучении главную роль играет когнитивная мотивация. То есть мотивация осознанного действия. Когда ребенок выполняет работу не из-за страха и не для того, чтобы выделиться из ряда сверстников или получить вознаграждение. А для того, чтобы получить знания. Стать умнее, расширить свои горизонты, подняться в своем личностном развитии.
Это наиболее сложная мотивация для ребенка, который еще не осознаёт себя самостоятельной личностью, не понимает своего места в социуме, не понимает, какие-то знание по биологии или физике могут помочь ему стать успешным и счастливым. Поэтому задача учителя найти эти стимулы. Повысить его мотивацию.
Как это сделать? Это уже вопрос техники. Педагогического мастерства. Самое главное в любом учебном процессе поддержание интереса к предмету, который преподается. Очень часто учитель хочет максимального углубления в свой предмет и насыщает уроки излишней и трудноусваиваемой информацией. Сложная, плохо усваиваемая информацию, спорная и проблемная, используемая вне учета возрастных и психологических особенностей ребенка не способствует его внутренней мотивации. Задача учителя сделать материал максимально доступным. И в то же время интересным, наглядным и стимулирующим к расширению знаний. Всегда более выигрышными являются уроки иллюстрированные и, те, которые побуждают ребенка к сотворчеству, к поиску. Превращают его не просто в поглотителя готовой информации, а в добытчика информации. В человека, который сам открывает законы, вырабатывает теории, докапывается до сути.
С другой стороны, учеба не может быть постоянным развлечением. Иногда, а точнее, часто она требует усилий (умственных, физических, психологических). И ребенку рано или поздно придется с этим смириться. И задача родителя донести это до своего чада, чтобы он не искал легких путей, не получая никакого результата от просмотра красивых мультиков или веселых картинок.
Как мотивировать ребенка к самостоятельной работе и учебе?
Этот довольно сложный вопрос часто становится главным критерием выбора учебного заведения для родителей. Им хотелось бы, чтобы ребенок учился с удовольствием и легко. Ученик всегда больше заинтересован в том обучении, которое ему нравится и которое демонстрирует его успешность.
Он может задать вопрос: «Для чего нужно учиться?»
«Если будешь хорошо учиться, я тебе куплю… я тебе разрешу… я тебе дам… ты сможешь…» – так родители иногда завлекают свое чадо в сети обучения.
К сожалению, дети не воспринимают пословицу «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» по той простой причине, что им не нужно трудиться для добычи рыбки. Зачем напрягаться? Все у них есть. И вкусная еда, и развлечения, и любимые игрушки, и престижные гаджеты. Родители не дают им возможности мечтать, они быстро и без проблем осуществляют любое детское желание.
Это неправильно, потому что обесценивает желанное. То, что дается легко и всегда доступно, никогда не станет предметом борьбы за его обладание. Не заставит человека испытать радость от достижения результата. И напротив, чем недоступнее что-то, тем больше желания у человека этого достичь, добиться, получить.
Конечно, мотивировать ребенка можно и с помощью материальных стимулов, и с помощью обещания новых возможностей, которые ребенок получит в обмен на свои успехи в учебе. Это могут быть достаточно сильные стимулы, но они временные. Когда ребенок добьется покупки планшета, велосипеда, скутера и т.д., он перестанет учиться.
То есть для того, чтобы он продолжал учебу, родителю придется находить новую приманку. Материальный стимул мотивирует на достижение ситуативного результата. А нам нужно добиться того, чтобы мотивация была стойкой, внутренней и не зависела от наличия велосипеда и других интересных гаджетов.
Какие внутренние мотиваторы можно использовать?
• Получение знаний нужно для осуществления мечты.
• Получение знаний делает тебя самостоятельным.
• Получение знаний расширяет пространство твоего существования.
• Получение знаний поможет тебя найти свое место в жизни, свое призвание.
• Получение знаний научит тебя быть счастливым.
• Получение знаний приносит человеку уверенность в себе, радость, счастье.
Факторы, которые могут способствовать мотивации:
• Вера в себя. (Я это смогу! Я достигну высокого уровня! Я заставлю себя это сделать! Я пойду до конца!)
• Осознание своих способностей как недостаточно развитых. Незнание – постоянный стимул к развитию. (Мне еще не удается решить эту задачу, необходимы дополнительные знания! Я еще не умею писать сочинение на должном уровне, но хочу научиться!)
• Грамотная похвала.
Роль родителей:
Для формирования когнитивной мотивации родителям следует:
• интересоваться ребенком, его учебой;
• помогать при выполнении домашних заданий, советовать, не выполнять за него работу, поощрять самостоятельность и инициативность;
• доводить до ребенка, что его неудачи – это не результат его ущербности, отсутствия сообразительности и ума, а недостаток приложенных усилий (не доучил, не доработал);
• хвалить детей за их успехи, стимулировать рост.
Роль ученика:
Каждый ребенок имеет свои природные задатки, которые может развить или загубить, если не будет их развивать. Развивая то, что имеет, человек приобретает новые задатки, которые помогают ему достичь успеха. Если человек не идет вперед в своем развитии, он не стоит на месте, а начинает деградировать. Особенно это заметно в современном стремительном мире, где каждый день совершается тысячи открытий. Стоять на месте нельзя! Но для того, чтобы ребенок это понял, нужен:
• Энтузиазм. Заинтересованность ребенка в результате.
• Внутренняя мотивация. Почему мне это нужно? Зачем?
• Организация процесса так, чтобы он увлекал. Как, когда, сколько времени на это потратить?
В обучении роль ученика огромна. Можно сказать, она доминирует над ролью взрослого, который может контролировать, заставлять, стимулировать, но это никогда не будет иметь эффекта, если сам ребенок не разовьет свою внутреннюю когнитивную мотивацию к учебе. Задача взрослого – помочь ему это сделать.
Комментарии