Принцесса из сказки. Автогонщик. Мама. Пожарный. Балерина. Космонавт. Это всего лишь часть ответов, которые вы можете получить, спросив ребенка «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?». Их ответы милы и необычайно трогательны, родители рассказывают о них семье и друзьям, но важно понимать, что в то же время эти ответы могут прояснить вам нечто очень важное о том, как ваш сын или дочь познает мир и о том, какой тип «множественного интеллекта» он или она имеет.
Итак, что же такое множественный интеллект? В 1983 году доктор Говард Гарднер, профессор Гарвардского университета, разработал теорию «множественного интеллекта». Ее целью было помочь родителям, педагогам, психологам и экспертам в вопросах воспитания лучше понимать то, как дети обрабатывают и изучают информацию. Гарднер предположил, что люди имеют не только интеллектуальный потенциал, данный им от рождения, но и много различных видов интеллекта.
Так каким же интеллектом обладает ваш ребенок? Ниже приводится описание девяти видов интеллекта по Гарднеру, а также советы о том, как помочь детям укрепить их сильные стороны.
1. Лингвистический интеллект (словесный ум). В школе такой ребенок сосредоточен, любит читать, имеет обширный словарный запас, больше предпочитает родной язык или социальные дисциплины, нежели математику и точные науки, с легкостью изучает иностранный язык, хорошо пишет и разбирается в правописании, любит рифму и различную игру слов, а также хорошо формулирует и высказывает свои мысли.
Совет: поощряйте его обсуждать книги, которые вы прочитали вместе, играйте в слова или настольные игры, поощряйте его подготавливать тексты для выступлений или запишите в драматический кружок.
Возможная карьера: поэт, журналист, учитель или юрист.
2. Логико-математический интеллект (числовой/рассудительный ум). Такой ребенок любознателен, ему интересно, как все работает, он любит цифры и математику (особенно, если может посчитать все в уме), игры-стратегии, шахматы, шашки, ребусы или логические головоломки, а также эксперименты, интересуется музеями естественной истории и любит компьютеры.
Совет: поощряйте ребенка решать различного рода головоломки, купите ему шахматы, шашки или нарды, дайте возможность понимать суть вещей и поощряйте задавать вопросы.
Возможная карьера: ученый, инженер, научный сотрудник или бухгалтер.
3. Пространственный интеллект (визуальный ум). Такой ребенок легко обучается чтению и изучению диаграмм, схем и карт, мечтает научиться рисовать, делать эскизы и создавать 3D-скульптуры, любит смотреть кино и разбирать разные вещи, чтобы потом сложить их вместе.
Совет: предоставьте ему все возможности для рисования, раскрашивания и работ по дизайну. Обеспечьте пазлами и изучением 3D-режима (например, он может поиграть в игры на прохождение лабиринтов или посетить кинотеатр и посмотреть фильм или мультфильм в режиме 3D); бросайте вызов его креативности, поощряйте конструировать различные здания или одежду.
Возможная карьера: скульптор, механик, архитектор, или дизайнер интерьеров.
4. Телесно-кинестетический интеллект (телесный ум). Такой ребенок преуспевает в более чем одном виде спорта, активен и не любит сидеть на одном месте, может подражать движениям и жестам других людей, любит прикасаться к вещам, чтобы рассмотреть их, получает удовольствие от физической активности и имеет превосходную координацию мелкой моторики.
Совет: поощряйте его участие в школьных и внешкольных спортивных состязаниях. Развивайте его мелкую моторику (научите делать бумажные самолетики, познакомьте с искусством оригами или пусть он попробует себя в вязании). Запишите ребенка в танцевальный кружок или спортивную секцию.
Возможная карьера: танцор, пожарный, хирург, актер или спортсмен.
5. Музыкальный интеллект (музыкальный ум). Такой ребенок во время исполнения музыкального произведения очень хорошо чувствует фальшь и с легкостью запоминает мелодии. Он обладает приятным певческим голосом, проявляет способности к игре на музыкальных инструментах, ритмично говорит или двигается, тихонько что-то напевает или насвистывает и, скорее всего, особо чувствителен к окружающим шумам.
Совет: поощряйте его игру на музыкальных инструментах, сочинение песен, запишите в школьный оркестр или хор или способствуйте изучению танцев народов мира.
Возможная карьера: музыкант, певец или композитор.
6. Межличностный интеллект (коммуникативный ум). Такой ребенок наслаждается общением с близкими людьми, является природным лидером, заботлив, помогает своим друзьям решать проблемы, хорошо понимает интонации голоса, жесты, эмоции и выражение лиц других людей.
Совет: поощряйте его совместные мероприятия с друзьями в школе и вне ее, приобщайте к чтению книг о разных культурах и получению соответствующего опыта, приветствуйте его участие в драматических постановках и ролевых играх, помогайте учиться договариваться и делиться.
Возможная карьера: адвокат, психотерапевт, политик, продавец или учитель.
7. Внутриличностный интеллект (самодостаточный ум). Такой ребенок проявляет чувство независимости, знает свои сильные и слабые стороны (способности и недостатки), лучше играет или учится, если остается наедине с самим собой. У него есть свои хобби или интересы, он не склонен много разговаривать, самостоятелен, имеет высокую самооценку и учится на успехах и неудачах.
Совет: помогите ему поставить четкие цели и понять шаги, которые помогут прийти к этим целям, поощряйте его к самостоятельным проектам и ведению дневника, обеспечьте ему тихое и спокойное место для обдумывания ситуаций и внутренних размышлений.
Возможная карьера: философ, профессор, преподаватель или научный исследователь.
8. Интеллект естествоиспытателя (природолюбивый ум). Такой ребенок с удовольствием рассказывает о любимых домашних животных или красивых природных ландшафтах, любит посещать заповедники и зоопарки, имеет сильную связь с внешним миром, любит играть на свежем воздухе, собирать жучков, цветы и необычные листья, интересуется биологией, астрономией, метеорологией или зоологией.
Совет: посещайте с ним музеи, выставки и зоопарки. Поощряйте к ведению дневников наблюдений, созданию гербариев и различных коллекций. Приобщите его к заботе о домашнем животном, о дикой природе или к возделыванию сада. Купите ему бинокль, подзорную трубу или телескоп (или обеспечьте регулярный доступ к нему).
Возможная карьера: работа с животными, биолог, астроном или ветеринар.
9. Экзистенциальный интеллект (философский ум). Такой ребенок любит думать, размышлять, задавать вопросы и подвергать сомнению различные вещи. Он проявляет любознательность к жизни и смерти и демонстрирует философскую осведомленность и интерес, намного превышающие его календарный возраст. Он, например, задает такие вопросы, как: «Одни ли мы во Вселенной?».
Совет: будьте терпеливы к его расспросам, ведь он может задавать их снова и снова. Вместе читайте книги на темы, которые его интересуют, и общайтесь о них на уровне, соответствующем его возрасту.
Возможная карьера: философ, духовное лицо, ученый или писатель.
Комментарии