Заботливые родители стараются обеспечить своего ребенка всем необходимым, открывая тем самым доступ к множеству возможностей самореализации. Питанием, одеждой, увлекательными поездками, игрушками и современными гаджетами мамы и папы, как правило, не ограничиваются. В круг их интересов входят и такие составляющие полноценного развития, как обучение и воспитание.
Самые близкие для малыша люди осознают важность правильного выбора детского сада и школы. Общение в рамках семьи носит лояльный характер. Взрослые считаются с мнением других домочадцев и учитывают интересы крохи. Подобный подход улучшает царящую в доме атмосферу, способствуя тем самым созданию благоприятной обстановки.
Особенности воспитания с учетом требований современности
Из года в год люди сталкиваются с необходимостью решения множества задач, число которых постоянно увеличивается. Осложняется ситуация и за счет повышения уровня сложности подкидываемых жизнью ребусов. Актуальность современных методик воспитания базируется на верно поставленных целях, призванных раскрыть потенциальные способности малыша в дошкольном возрасте. Скорость развития различных научных отраслей поражает воображение. На восприятие и осмысление информации отводится все меньшее количество времени. Успешно справиться со столь ощутимой ношей способны люди, подготовленные к реалиям сегодняшнего дня.
Основа адекватного восприятия окружающей действительности закладывается в первые годы жизни. К этому выводу пришли многие ученые, призывающие отказаться от устаревших воспитательных методик, не учитывающих потребности большинства проживающих на планете людей. Не так давно родители испытывали гордость от того, что их трехлетний малыш способен включить телевизор нажатием кнопки. В настоящее время дети в возрасте 2-3 лет не только выбирают любимые мультфильмы и каналы, но и успешно осваивают более сложные устройства. В число последних вошли мобильные телефоны, планшеты и ноутбуки, радующие ребятишек обилием игр и других возможностей.
Раннее детство позиционируется в качестве наиболее благоприятного периода для формирования основополагающих способностей человека. Данная особенность подтверждает важность занятий, проводимых в младенчестве. В эти дни крохи с жадностью впитывают новые знания и обзаводятся полезными навыками. Ответственность за выбор воспитательной методики возлагается на плечи родителей. Взращенные в дошкольном возрасте ростки впоследствии скажутся на умении адаптироваться в социуме, проявят те или иные черты характера, сформируют отношение к домочадцам и окружающим и т.д. Можно сказать, что они определят дальнейшую судьбу ребенка.
Принципы взаимодействия родителей и детей
Общение детей и родителей может осуществляться в различных формах:
В эффективности принципа «кнута» и «пряника» успели убедиться многие матери и отцы. Базируется он на поощрении хороших поступков и наказании за плохие. Приветствуется безоговорочное следование изложенному правилу, не допускающее исключений.
Под негативным подкреплением понимаются запреты и наказания, следующие за неприемлемым поведением или плохими поступками. Прибегать к данному методу воздействия разрешено лишь в исключительных ситуациях. Наказанию должны предшествовать соответствующие разъяснения, дающие малышу представление о причине подобного действия со стороны родителей. Помимо этого мама/папа должны продемонстрировать крохе свое огорчение. Родители должны помнить о том, что частые наказания такого рода могут спровоцировать у дошкольника агрессию. Способствуют они и развитию склонности к непослушанию.
Позитивное подкрепление может быть реализовано в виде похвалы, поощрения и поддержки. Совершаемые детьми правильные поступки — залог приятных для малышей откликов со стороны родителей. При таком взаимодействии дошкольники получают положительный эмоциональный опыт, трансформирующийся впоследствии в позитивный настрой и радостное отношение к жизни.
Приветствуются в воспитании и такие формы, как общение и убеждение. При разъяснении ситуации и озвучивании возможностей решения проблемы взрослый фокусируется на благожелательном отношении и спокойном тоне. Данный принцип подразумевает проведение совместных действий, направленных на проработку конкретной задачи.
Принцип «наоборот» эффективен в случае противодействия ребенка всем увещеваниям взрослых. Довольно часто добиться желаемого родителям удается исключительно за счет наложения ограничений и запретов. Спорность данной методики не вызывает сомнений. При таком подходе желательно убедить малыша в собственной неправоте, не забывая о необходимости разъяснения произошедшего. Поучительные беседы целесообразно облекать в шутливую форму.
Одолеть проявляемую детьми немотивированную непокорность способна и незамысловатая считалочка «Раз, два, три». На произнесение замечания отводится столько времени, сколько требуется для счета до трех. Спокойный ровный тон призван успокоить непоседу. Неспешное разъяснение предоставляет шалуну возможность обдумывания поступка. Данный способ неприменим к детям младше двух лет. Дошкольники, преодолевшие указанный возрастной рубеж, нуждаются в подробных разъяснениях причины наказания и озвучивании способов исправления ситуации.
Физическое наказание, к которому прибегают некоторые родительские пары, чревато серьезными последствиями негативного характера. У часто подвергающихся подобному воздействию детей фиксируются трудности с социальной адаптацией, да и психическое здоровье оставляет желать лучшего.
Взаимодействие с ребенком — сложный процесс, не вписывающийся ни в один из перечисленных способов. Различные ситуации требуют отличных друг от друга решений. Вследствие этого желательно остановить выбор на нескольких вариантах, учитывающих особенности поведения и реакции конкретного ребенка, сумму выделенных на воспитание финансовых средств, личные качества родителей, бытовые условия и т.д.
Методики, ориентированные на развитие и воспитание дошкольников
Между развитием и воспитанием существует взаимосвязь, четко прослеживающаяся в детские годы. Ученые установили, что наибольшая эффективность процесса обучения фиксируется в дни интенсивного развития мозга. Начало данного периода совпадает с моментом появления ребенка на свет. Эта особенность учтена в преобладающей части методик воспитания и развития, акцентирующих внимание на пользе раннего обучения.
Чаще всего родители отдают предпочтение следующим методикам воспитания и развития дошкольников:
В вальдорфской педагогике процесс обучения базируется на принципе подражания взрослым. Звание разработчика закреплено за Рудольфом Штайнером. Воспитывающиеся по данной методике дети не сталкиваются ни со строгостью, ни с принуждением. В качестве ориентира выступают поступки и действия взрослых, окружающих малышей. Этот способ воспитания востребован в детских дошкольных учреждениях. Он ориентирован на формирование эстетического взгляда на мир.
На протяжении последних десятилетий огромной популярностью пользуется методика Марии Монтессори, концентрирующая внимание на обучении письму. Счет и чтение при этом отходят на второй план. Формируются в период раннего детства и трудовые навыки. На занятиях задействуются тематические пособия и сенсорные материалы. Новаторские идеи Марии Монтессори предполагали погружение ребенка в специальную развивающую среду, созданную с учетом индивидуальных интересов конкретного малыша. Предложенный итальянским педагогом подход призван подтолкнуть дошкольника к обучению, обеспечив тем самым его гармоничное развитие.
Собственную методику разработал и Глен Доман, настаивавший на необходимости воспитания юного поколения в младенческом возрасте. Нейрофизиолог доказал, что развитие и усовершенствование столь сложной структуры, как мозг, осуществляется исключительно в периоды его работоспособности. Именитый педагог являлся сторонником воспитания и обучения малышей на протяжении первых семи лет жизни. Американский физиотерапевт осознавал важность активности, проявляемой родителями в данном направлении. Врач верил в то, что дошкольники способны усваивать и анализировать огромное количество информации, преподнесенной в наиболее удобной для ребенка форме. В качестве последней выступали карточки с изображениями и словами. Великий ученый был приверженцем регулярно проводимых занятий. Он полагал, что подобный подход способствует развитию ума и может рассматриваться в качестве весомой предпосылки стимулирования раннего развития речи и скорочтения.
Леонид Береславский настаивал на необходимости ежедневного, можно даже сказать, ежеминутного развития ребенка. Профессор полагал, что окружающие малыша взрослые должны предоставить крохе подобную возможность. Более того, он считал это их святой обязанностью. Педагог был убежден в том, что лишь при таком подходе дети смогут пополнить базу знаний и обзавестись полезными в повседневной жизни навыками. Приступать к развитию мелкой моторики, памяти и внимания педагог предлагал по достижении дошкольником полуторагодовалого возраста. К занятиям, ориентированным на развитие пространственного мышления и логики, он рекомендовал привлекать лишь тех детей, которым уже исполнилось 3 года. О революционном прорыве в воспитании речь в данном случае не идет. Несмотря на это приложенные Леонидом Береславским усилия удостоились высокой оценки коллег. Последние констатировали, что в таком ракурсе задача комплексного развития дошкольников раннего возраста до этого не рассматривалась. Некоторые люди обращают внимание на схожесть методик Глена Домана и Леонида Береславского.
Последовательницей Глена Домана можно считать и Сесиль Лупан, посвятившую жизнь расширению методики всемирно признанного авторитета в воспитании детей. Рожденная в Бельгии женщина успешно примерила на себя образ востребованной актрисы и заботливой матери. Она неоднократно замечала, что дети довольно четко демонстрируют заинтересованность в изучении того или иного предмета. По мнению автора нашумевшего практического руководства протянутая малышом к ковру либо шарфику рука выступает в качестве своеобразного условного знака, свидетельствующего о готовности ребенка к расширению границ сенсорного восприятия. На этом этапе заинтересованные в развитии любимого чада родители должны предоставить в распоряжение дошкольника различные образцы материалов (хлопок, шелк, мех, кожу, мешковину и т.д.). Стремление к изучению звуков следовало удовлетворять за счет знакомства ребенка с простыми музыкальными инструментами. О готовности крохи к получению подобного опыта свидетельствовала неодолимая тяга к громыханию посудой и другие попытки, предпринимаемые с целью извлечения определенных звуков. Во время наблюдений за двумя дочерьми Сесиль Лупан удалось выявить особенности детского развития и восприятия. Полезные советы впоследствии были изложены в труде «Поверь в свое дитя». Новая методика воспитания может быть охарактеризована как многосторонняя. Автор практического руководства уделила должное внимание различным аспектам воспитательного процесса, в число которых вошли музыка и история, изобразительное искусство, география и т.д. Помимо этого Сесиль Лупан была убеждена в пользе плавания для младенцев, что отражено в составленной ею программе воспитания и обучения, ориентированной на совсем юных дошкольников.
Методику, разработанную Жан Ледлофф, многие люди характеризуют как неординарную. Она базируется на наблюдениях за индейцами, не знакомых с благами цивилизации. Более всего американская писательница была поражена участием детей в общей жизни. Присущая взрослым возможность самовыражения отметала необходимость следования каким бы то ни было стереотипам. У независимых и сильных духом людей не фиксировались приступы зависти и злобы, а детский плач был чрезвычайно редким явлением. Жан Ледлофф выступала за естественное воспитание детей. По мнению автора пособия «Как вырастить ребенка счастливым» запускать этот процесс следовало в раннем возрасте. Наличие противопоказаний исключает возможность применения методики без предварительного согласования с врачом.
Главной особенностью методики, предложенной Николаем Зайцевым, является обучение чтению и правильной речи с помощью кубиков, на гранях которых изображены готовые слоги, а не буквы. Так называемые «кубики Зайцева» облегчают процесс освоения чтения. Способствуют этому как яркие цвета надписей, так и отличия в размере отдельных элементов. В наши дни родители могут приобрести усовершенствованную разновидность разработанного педагогом пособия, укомплектованную кубиками, способными издавать определенные звуки. При таком подходе оттачивание речевых навыков осуществляется одновременно с усовершенствованием столь важного для современного человека умения, как чтение. Эффективность новаторской идеи подтверждается впечатляющими результатами. Обучающиеся по этой методике дети развиваются гораздо быстрее ровесников, родители которых отдают предпочтение иным способам воспитания.
Собственный взгляд на воспитание имеют Борис и Елена Никитины, являющиеся родителями 7 детей. Талантливые педагоги осознали важность игр в процессах общения и обучения дошкольников. Не остался без внимания и оздоровительный аспект. Никитины закаливали своих детей, купали их в холодной воде и даже обтирали снегом. Преобладающую часть пособий заботливые родители изготовили собственноручно. Кубиками и пирамидками дело не ограничилось. Взрослые потратили время на придумывание занятных задачек и увлекательных головоломок. Согласно данной методике воспитательный процесс должен базироваться на сотрудничестве родителей и детей. Одной из главных задач стало создание благоприятных условий для комфортного и результативного общения без малейших признаков принуждения. При таком подходе самочувствию и желаниям детей уделяется особое внимание. Более того, они возводятся в ранг первоочередных приоритетов. Новаторская методика до сих пор продолжает оставаться животрепещущей темой многих обсуждений. За истекшие годы она успела обзавестись и преданными поклонниками, и убежденными в собственной правоте противниками, что подтверждается сотнями противоречивых отзывов.
Потратил время на основание собственной методики и Шалва Александрович Амонашвили. Доктор психологии разработал уникальную систему, базирующуюся на гуманно-личностном подходе и принципе равенства в сфере сотрудничества детей и взрослых. Эту методику применяли в школах в период существования Советского Союза. Мысли, изложенные в трудах профессора, актуальны и в наши дни. Размышления и умозаключения великого педагога помогли воспитать не одно поколение детей.
Эффективность воспитания музыкой в раннем возрасте была доказана доктором Сузуки. Последний полагал, что именно музыка дарит детям возможность выразить себя и расшифровать посылаемые миром сигналы. Также он был убежден в том, что музыка помогает распознавать добро и зло, учит получать удовольствие от совершения хороших поступков и оценивать различные предметы, имеющие отношение к миру искусства. Обучающиеся по данной методике дети получали всестороннее образование и начинали играть на музыкальных инструментах в период раннего детства. Разработанная доктором Сузуки методика способствовала формированию воспитанных и благородных личностей, умеющих ценить прекрасное.
Комментарии