Мальчики и девочки ведут себя по-разному: с рождения или из-за воспитания?

Мальчики и девочки ведут себя по-разному: с рождения или из-за воспитания?

Если не брать в расчет биологическое различие полов, действительно ли между мужчинами и женщинами такая большая разница? Можно ли девочку воспитать независимой и подвижной, как мальчика, а мальчика — общительным и нежным, как девочку? На протяжении последних ста лет было проведено немало исследований на эту тему. Что же они показали?

Магазины детей: эксперимент по воспитанию

Одна из идей феминизма — о том, что разница между полами, за исключением чистой физиологии, лишь плод воспитания, которое происходит в обществе и в семье. Просто маленьким мальчикам и девочкам навязываются мужские и женские роли. К 70-м годам ХХ века, после того как женщины получили много прав, эту идею наконец настала пора проверить.

Магазины детей: эксперимент по воспитанию
Женщины, которые хотели лучшей участи для своих дочерей, теперь старались воспитывать их так, чтобы те были уверены в себе и независимы. Иногда это выливалось в то, что их дочерям предлагали для игр машинки и паровозы, а не кукол. Позволяли им шуметь, играть в подвижные игры, учили давать сдачи. Лучше всего для этого подходили так называемые магазины детей.

Словосочетание «магазины детей» может показаться странным. Так назывались детские дошкольные заведения, которые сообща открывали родители. Зачастую для этой цели снимали помещение небольшого пустующего магазина, отсюда и название. Первые такие «магазины» открылись в Берлине в 1968 году. Затем это явление распространилось и на другие крупные города Германии.

Желание создать детский сад нового типа объяснялось тем, что некоторых родителей не устраивали традиционные детские учреждения. В «магазинах» их дети воспитывались в полной свободе. Здесь не было и намека на дисциплину, и никто не навязывал ребенку никаких моделей поведения. Это были островки естественности и свободы, где дети сами решали, чем и когда заниматься. Взрослые старались как можно меньше участвовать в этом процессе и не указывать детям, что им делать.

Такой тип воспитания получил название антиавторитарного. Новые методы казались крайне привлекательными. Правда, они больше подходили для напористых, уверенных в себе детей, чем для замкнутых и стеснительных. А вот школе таким привыкшим к свободе детям приходилось непросто: все-таки здесь правила игры определял учитель, а не ученики.

Впрочем, магазины детей недолго оставались тем местом, где малыши росли сами по себе, без вмешательства взрослых. Эти учреждения много критиковали: дескать, дети оттуда выходят одичавшими, эгоистичными, педагогически запущенными и никак не подготовленными к общественной жизни. Кроме того, оказалось, что разница между мальчиками и девочками проявляется у этих детей особенно отчетливо.

Можно ли «вылепить» ребенка с помощью воспитания
Дискуссии о том, каким быть воспитанию, разгорелись с новой силой. На сегодняшний день учителя, родители и воспитатели в большинстве своем придерживаются неких единых принципов: детям надо ставить границы, воспитывать в них социальную ответственность, поддерживать и развивать их любознательность и стремление делать открытия, подогревать желание учиться.

Никто не спорит с тем, что воспитание оказывает на детей большое влияние, что оно может как помочь ребенку, так и навредить ему. Вопрос только в том, насколько это влияние сильно. Многие специалисты уверены: идеального ребенка можно сделать своими руками, а сам ребенок в этой теории напоминает комок пластилина. Если родителям удастся овладеть искусством лепки, то они смогут вылепить из него всё что угодно. А значит, никто не помешает из девочки сделать великолепного мальчугана, а из мальчика — чудесную девочку.

Одним словом, родители принялись осваивать лепку. Это происходило под неусыпным контролем и при поддержке всевозможных исследователей: всем ведь было интересно, подтвердится ли их «пластилиновая» теория и есть ли в человеке хоть что-нибудь, что лепке не поддается.

Можно ли вылепить ребенка с помощью воспитания

Один из экспериментов, на который решилось немало родителей, состоял в том, что маленьким мальчикам предложили поиграть с пупсами. Родители надеялись, что таким образом смогут привить своим сыновьям женские качества. У пупсов были пенисы, из которых могла вытекать вода. В комплекте шли различные аксессуары: пеленки, ползунки, распашонки, пинетки, колясочки.

Почти из всех этих пупсов можно было бы соорудить грандиозный памятник нелюбимым, заброшенным игрушкам. Разумеется, девочки тоже не все любят играть в куклы, но мало кто обращается с ними столь безжалостно, как мальчишки. В нашем случае родители и воспитатели стали свидетелями крайне необычных игр (если мальчики вообще начинали играть в этих пупсов). Игрушечные коляски превращались у них в гоночные автомобили, а сами пупсы — в жертв дорожно-транспортных происшествий.

А что же девочки, которые вместо кукол получили машинки и железную дорогу? Их игры тоже ничуть не напоминали мальчишеские. Вокруг железной дороги девочки расставляли домики, деревья и указатели, на них писали выдуманные географические названия, и только после этого начинали игру: «Давай, как будто я суперзвезда и живу здесь, а ты живешь вот там, и у тебя двое детей…»

Эксперимент с куклами для мальчиков и машинками для девочек проводился не одно десятилетие. На протяжении всего этого времени ученые наблюдали, как мальчики и девочки обращаются с непривычными игрушками. И надо сказать, что результаты немало их озадачили: ведь изначально они были уверены, что мальчики и девочки от рождения довольно похожи, а разница между ними — лишь результат воспитания.

Воспитание в кибуце

А что будет, если мальчиков и девочек воспитывать одинаково? Оказывается, именно так уже долгие годы поступают в кибуцах Израиля. Кибуц — это община, в которой роль отдельной семьи сильно ослаблена. Молодые женщины там выполняют ту же работу, что и мужчины. Дети живут в специальных детских домах под присмотром воспитателей, а значит, у них перед глазами нет примеров специфических мужских и женских ролей.

Но и у этих детей те же предпочтения, что и у детей из обычных семей. Девочки выбирают кукол, а мальчики — машинки; кроме того, девочки обходятся со своими игрушками намного бережнее, чем мальчишки.

Почему мальчики и девочки ведут себя так
В ходе дальнейших исследований выяснилось, что девочки с первых месяцев жизни больше, чем мальчики, стремятся при общении вступать в зрительный контакт. Кроме того, они раньше начинают улыбаться и делают это чаще.

Когда годовалым детям предложили на выбор разные игрушки, девочки в большинстве своем потянулись к мягким игрушкам, а мальчики — к роботам. Но и тут ученые решили, что это можно объяснить уже имеющимся у детей опытом. Хотя для этого эксперимента отбирали детей из разных семей: и из тех, где девочек и мальчиков воспитывали одинаково, и из тех, где при воспитании разнополых детей традиционно делались различия.

Впрочем, независимо от стиля воспитания в семье и от установок родителей почти все дети вели себя так, будто им целыми днями только и делали, что внушали: «Будь настоящей девочкой!» или «Веди себя, как положено мальчику!». Девочки выбирали те игрушки, которые традиционно считаются девчачьими, а мальчики — те, в которые испокон веков играли именно мальчики.

Почему мальчики и девочки ведут себя так

Впрочем, показателен был не только выбор игрушек, но и то, как дети себя при этом вели. В сравнении с девочками мальчики были более неугомонны, они ломали игрушки одну за другой и раньше начинали проявлять интерес к взрослым вещам, например, к техническим приборам или к таким предметам, которые можно разбирать. Причем когда взрослые запрещали им трогать эти предметы, ничего не менялось.

Девочки, напротив, обходились с вещами значительно аккуратнее. У повзрослевших детей эти особенности поведения сохранялись. Девочек по-прежнему интересовали наряды, они придумывали ролевые игры, много и упорно лепили, рисовали и что-нибудь мастерили. Известно, что девочки раньше, чем мальчики, начинают использовать мелкую моторику, а мальчики — крупную.

Разница между крупной и мелкой моторикой сродни разнице между работой лесоруба и часовщика. Впрочем, и часовщик, и лесоруб имеются внутри каждого человека, хотя и проявляется их деятельность по-разному.

Крупной моторикой называют движения человека, связанные с перемещением всего его тела, — этот вид моторики применяется, скажем, во время занятий спортом. К области мелкой моторики относят действия пальцев рук и ног, а также мимические движения. Когда мы музицируем, рисуем или пишем каллиграфическим почерком, мы задействуем мелкую моторику.

Некоторых родителей эти открытия разочаровали. Ведь они так старались воспитывать детей, не делая из них типичных девочек и мальчиков, — и на тебе! Эти родители не учли, что на самом деле детей воспитывают не только они, но и многое другое. Реклама, например, дает нам картину полной семьи с традиционным разделением мужских и женских ролей. Кроме того, на детей влияют их сверстники, особенно представители одного с ними пола.

Результаты своих наблюдений ученые решили сравнить с тем, что происходит в странах с иными традициями. Различаются ли, например, игры мальчиков и девочек там, где вообще нет игрушек? Каково же было их удивление, когда они обнаружили, что и здесь девочки стараются играть в игры, в которых нужно о ком-то заботиться. При этом они используют самые простые предметы: например, в кукол вполне могут превратиться початки кукурузы — и вот уже все готово для игры в дочки-матери. Мальчики, напротив, довольно рано начинают тренироваться в охоте и состязаться друг с другом.

Но самым удивительным оказалось то, что родители все-таки сами больше все влияют на девчачье и мальчишечье поведение. Ученые провели эксперимент: запеленали младенца так, чтобы не было видно, какого он пола, сказали, что это мальчик, и взрослые тут же принялись утверждать, что ребенок сильный и крепкий. Другим взрослым показали того же младенца, но теперь его объявили девочкой. И они немедленно начали млеть от восторга, дескать, какой ребеночек милый и ласковый. Так же и в жизни: из мальчиков делают «настоящих мальчиков», а из девочек — «настоящих девочек». Если достаточно долго внушать ребенку, что он слабый или, наоборот, сильный, то в конце концов он таким и станет. Так и появляется «слабый» и «сильный» пол.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>