Маловероятно, что кому-то из родителей хочется видеть своего ребенка истинным альтруистом, готовым пожертвовать всем ради других, или, наоборот, эгоистом, неспособным прислушаться к чужому мнению. Этот вопрос — пожалуй, один из самых трудных в воспитании малыша. Действительно, а Ваш ребенок – добрый?
Очень важно не просто не упустить в развитии крохи первые стремления к сопереживанию и желанию помочь другому, но и поддержать его в этом. Вот лишь несколько причин, почему это так.
1. Самый первый опыт отношений со сверстниками имеет ключевое значение для формирования личности ребенка в дальнейшем. Поэтому взрослым необходимо постараться, чтобы их малыш был дружелюбно настроен по отношению к окружающим, имел желание и возможность идти на контакт – ведь это и будет практически первыми «общественными» действиями в жизни ребенка (не считая его общения внутри семьи).
Итак, чтобы подобный первый опыт не стал травмирующим (как, например, отвержение малыша другими), а, наоборот, послужил основой нормальных взаимоотношений со сверстниками, ребенку необходимы некоторые качества, а вернее, способности альтруиста – скажем, способность сопереживать. Ее еще иногда называют эмпатией – «вчувствованием», идентификацией себя с другими и возможностью испытывать те же чувства, что и они.
2. Общение маленьких детей отличается очень яркой эмоциональной насыщенностью, чего нельзя сказать об их контактах со взрослыми. Отчасти это происходит потому, что начиная примерно с четырех лет для ребенка более приятным и желанным партнером по общению оказывается его ровесник. Поэтому взрослым важно убедиться, что их малыш способен инициировать и устанавливать общение с товарищами, а самое главное, что он не оказывается в роли изгоя, «жадины», «плохого».
3. Основная форма общения детей в возрасте 4-7 лет – это, конечно, игра. Она в то же время является и средством, с помощью которого можно сгладить какие-то проблемы в контактах малыша со сверстниками. Сама игровая ситуация учит взаимодействовать и договариваться: ведь нужно выбрать сюжет, подходящие игрушки, распределить роли и т.п. Поэтому если родители не находили время побеседовать на тему «ты и другие» со своим малышом, самое время сделать это сейчас. Именно в этот период малыш должен не только понять, что такое «сочувствие», «взаимопомощь», «договориться с другими», но и научиться это осуществлять.
4. Как мы уже поняли, развитие разных альтруистических навыков и способностей необходимо для психики малыша. Но не только. По мнению психологов, основное, что отличает популярных и непопулярных в своем коллективе детей, – это эмоциональное отношение к сверстникам, которое предполагает искренний интерес к деятельности другого, способность одобрять своего товарища, сопереживать ему. В общем, «нормальный» альтруизм – верный путь к отличным взаимоотношениям малыша в коллективе и его благополучию.
Что же могут сделать родители для воспитания в своем малыше некоторых качеств альтруиста? С одной стороны, развивать представления о долге – о том, как можно и нельзя поступать, «что такое хорошо и что такое плохо». Значительную роль здесь играют нормы конкретной культуры или даже определенного сообщества. Поэтому и строчку из Маяковского я вспомнила неслучайно – неоценимую помощь в воспитании «моральных» представлений играют детские стихи, песенки, рассказы, т.к. они в доступной форме разъясняют малышу «простые истины».
С другой стороны, развитие у ребенка эмоциональных способностей к сочувствию и сопереживанию – тоже забота взрослых. Обращайте внимание малыша на страдания, например, мультипликационных героев, но не упускайте возможность продемонстрировать ему и примеры из реальной жизни.
Комментарии