Логопедические упражнения для коррекции речи ребенка: звук «л»

Логопедические упражнения для коррекции речи ребенка: звук «л»

Неправильное произношение звука «л» называется ламбдацизмом. Как исправить произношение и помочь малышу научиться правильно произносить «л»? Логопеды разделяют неправильное артикулирование буквы «л» на две основные группы проблем. Одна называется ламбдацизм, другая – параламбдацизм.

Ламбдацизм

– Полусмягченный «л», когда передняя часть языка приподнята, а корень опущен.

– Полное отсутствие звука «л» твердого, когда его просто выкидывают из слова.

– Межзубное произношение: кончик языка высовывается между зубами; получается звук, похожий на английское сочетание букв th.

– Отсутствие смычки языка с зубами при произношении «л».

– Носовой «л», когда мягкое небо опущено, а корень языка, наоборот, поднят.

– Губно-губной «л».

Параламбдацизм

Замещение твердого и мягкого звука «л» другими звуками: в, у, р, д, ы.

Как правильно установить органы артикуляции для произнесения звука «л»

– Кончик языка поднимем, пока он не соприкоснется с передней частью неба (альвеолами) и оставляем неподвижным.

– Губы открываем.

– Зубы размыкаем.

– Воздух выдыхаем медленной струей.

– Ладонь руки, поднесенной ко рту, почувствует теплый поток воздуха.

– «Включаем» голос.

Логопедические упражнения для детей

Для губ и челюстей

Попросите малыша открыть рот широко, как будто он собирается произнести «а». Челюсти и губы нужно напрячь и оставить неподвижными. Зубы приоткрыты, язык спокойно лежит на дне рта. Ребенок удерживает это положение на пять счетов. Потом можно закрыть рот, передохнуть и повторить.

Для языка

– Попросите ребенка высунуть язык наружу, кончик и края загнуть так, чтобы образовалась «чашечка».

Средняя часть языка должна лежать на нижней губе, верхние зубы языка не касаются. Затем расслабляем язык и убираем его обратно. Повторять минимум по 10 раз, можно и больше.

– Ребенок должен приоткрыть рот примерно на ширину пальца. Губы не закрывают зубы. Напряженным кончиком языка болтаем по небу из стороны в сторону. Добавляем голос. Челюсти неподвижны, работает только язычок. Это упражнение называется «болтушка».

– Как и в предыдущем упражнении, сделать язык «чашечкой». Губы делаем круглыми, как для произнесения звука «о», верхние и нижние зубы друг друга не касаются. Не меняя положения языка, возвращаем язык в рот и дотрагиваемся до верхнего неба загнутым кончиком. Выпуклая часть языка находится между зубами, а губы сами собой принимают овальную форму. Повторить упражнение несколько раз.

Имейте в виду, что кончик языка должен упираться именно в альвеолы, а не в середину неба, иначе внешняя, выпуклая часть языка будет находиться слишком далеко от зубов и у малыша не получится образовать правильный «л».

– А теперь научимся произносить длительный «л».

Как всегда, в начале сделаем язык «чашечкой» и опять поднимем его к альвеолам. Включаем голос – должно получиться мерное гудение. Язык оставляем неподвижным. Во время гудения вы услышите длительный звук «л-л-л-л-л». Губы при этом должны быть овальной формы, зубы разомкнуты, а челюсти неподвижны.

Мягкий звук «л» дети, как правило, не искажают, а, напротив, усваивают одним из первых; его и поставить совсем нетрудно, помучиться приходится с «л» твердым.

Твердый звук «л» можно ставить одним из следующих приемов:

– Попросите малыша пожевать кончик языка зубками: язык находится между зубами, а губы его не касаются. Теперь начинаем «жевать» его кончик передними зубами. Рот при этом широко раскрыт, а малыш произносит нараспев «а-а-а-а-а-а»; вы услышите отчетливое «ла-ла-ла».

– Кончик языка зажат между зубами, главное – его не прикусить. Ребенок произносит сердитый «ы-ы-ы-ы», а потом по команде резко убирает-выдергивает язык за зубы.

– Делаем то же, что и в предыдущем упражнении, только перед «ы-ы-ы-ы» произносим «а-а-а-а-а». Когда малыш по вашей команде спрячет язык, вы услышите отчетливый «ал».

– Предложите ребенку закрепить упрямый звук и повторить несколько раз сочетания: «ал», «ол», «ул», «ыл».

– Малыш произносит длинный «у-у-у-у-у», не останавливаясь просовывает язык между губами, получится двугубный «л». Когда он поймет, как это делается, переносим язык за зубы, чтобы неправильный навык не успел закрепиться.

Занимайтесь с ребенком как можно чаще, не перегружая его, лучше в игровой форме, тогда через совсем непродолжительное время он обязательно одолеет упрямую букву.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>