Считается, что человек приходит в этот мир одинаково хорошо владея обеими руками. Но, вырастая, одни из нас становятся левшами, а другие правшами. Почему?
Причина этого — особенность функционирование человеческого мозга. Ни для кого не секрет, что мозг состоит из двух симметричных полушарий, похожие на дольки грецкого ореха. При этом левое полушарие контролирует правую половину человеческого тела, а правое — левую.
Относительно рук, это означает, что правая рука подвластна левом полушарии, а левая находится в подчинении правой. Интрига заключается в том, что полушария выполняют различные функции. Левое полушарие психологи называют «логичным», поскольку оно является доминирующим при выполнении таких операций как чтение, письмо, счет, логические расчеты.
Правое полушарие — «интуитивное» или «эмоциональное» — имеет дело с образной информацией, поступающей от основных органов чувств. Она активизируется у человека особенно при волнениях и выражении собственных эмоций, а также при распознавании эмоций других людей.
Важность обоих полушарий
Левое полушарие мыслит узко и абстрактно, а правое — панорамно и нестандартно. Левое полушарие ориентировано на будущее, а правое живет картинками прошлого. Несмотря на функциональные разграничения, деятельность обоих полушарий является взаемодополнящей, поэтому нельзя говорить, о важности или предпочтение одного из них.
Даже при решении самого банального задания необходима согласованная работа обоих полушарий, поскольку мыслим мы обычно словами (дар левого полушария), а большую часть информации получаем визуально (работа правого полушария).
Большинство ученых считают, что у новорожденных оба полушария головного мозга взаимозаменяемыми, это объясняется неразвитой психикой и неумением говорить.
Функциональная асимметрия полушарий мозга, а значит и определения той или иной руки возникает позже — примерно в 7 — 9 месяцев. А в три года родителям становится совершенно понятно, кто их ребенок — правша или левша.
Кстати, матери разных национальностей держат ребенка на руках примерно одинаково, так, что малыш обращен к левой груди матери, а его голова и туловище лежат на ее левой руке. Интересно, что матери-левши также преимущественно держат ребенка с левой стороны.
Изучение произведений искусства доказывает, что эта тенденция не относится к недавно приобретенным особенностям материнского поведения.
Наиболее убедительное объяснение описанному феномену состоит в том, что находясь слева, ребенок получает возможность слышать биение любящего материнского сердца, которое успокаивает его больше, чем любые другие звуки. И тут начинает работать все та же схема: правое ухо — левое полушарие — правая рука.
Правши начинают и выигрывают
«Праворукость» преобладало давно — еще два милона лет назад, когда потомки человека еще только осваивали членораздельный язык. Откровенно говоря, именно усвоения языка, по мнению ученых, и побудило ускоренного развития левой половины головного мозга, поскольку именно в ней и находятся центры речи. С развитием левого полушария правая рука приобретала все большее значение. С тех пор численность правшей только примножувалась.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что наш мир пристроен, главным образом, для праворуких людей, и это несмотря на то, что у каждого десятого жителя планеты Земля доминирует левая рука, и еще значительное количество планеты одинаково хорошо владеет обеими руками.
Понятно, что левши чувствуют себя не совсем комфортно в этом «правом» мире, где все расположено с правой стороны. Даже прилагательное «прав» во многих языках является синонимом «правильного», «верного», в то время, когда «левый» имеет отрицательное значение.
Так почему же множество людей пользуется правой рукой? Оказывается, буквально с первых минут жизни мы ощущаем на себе влияние сигналов внешнего мира, поступающие с правой стороны, т.е. левая половинка мозга получает больше информации к размышлению по сравнению с правой.
А левши — талантливые
Правша и левшаУже прошли те времена, когда левшей обвиняли в сговоре с нечистой силой, однако еще несколько лет назад детей, владеющих левой рукой лучше, чем правой, тщательно перевчалы, чтобы они стали «как все». Детские психологи забили тревогу, когда обнаружили, что перевчання детей с левой руки на правую приводит к задержанию умственного развития и даже к возникновению некоторых специфических проблем, например, заикание.
Сегодня, когда практика переучения отошла, количество левшей повысилось в два раза и достигло 10 — 12%. Более того, «неожиданной» оказались целые народы, для которых характерно именно восприятия мира и использования левой руки в качестве рабочей. Это так называемые примитивные народы, близкие к природе и никак не связанных с научно-техническим прогрессом.
Люди часто пытаются сравнивать правшей и левшей, чтобы понять чем первые отличаются от вторых. Определенные различия действительно существуют. У леворуких людей нет такого четкого разграничения ролей между отделами головного мозга, как у правшей. Специфика организации головного мозга левшей предусматривает развитие творческих способностей, поэтому среди левшей много талантливых музыкантов, художников и архитекторов.
К сожалению, европейское образование, которое рассчитано на развитие левого полушария, не учитывает физиологических особенностей леворуких людей. Поэтому левши нередко оказываются среди учащихся, отстающих по успехам, что вовсе не мешает им с легкостью догнать утраченное после окончания школы.
Комментарии