Дети не могут сами обратиться со своими психологическими проблемами к врачу, как это делают взрослые. Они не приглашают психотерапевта (психиатра), когда им нужно обсудить некоторые разногласия с родителями, друзьями, вообще со всем миром. Тем более необходимо, чтобы врач смог разобраться в затруднениях, возникающих у ребенка, не прибегая к беседе, разговору. Да и после того, как проблема определена, врач не может адресоваться непосредственно к ребенку, предлагая ему какие-то методы для ее решения,— малыш просто не поймет его. Лечить — значит особыми путями добиваться перемены его желаний, мыслей, мотивов, тех или иных поступков, а не только самого поведения.
Лечебные игры — это прием, используемый в психиатрии для диагностики и лечения психических расстройств у детей. Такие специальные игры дают детям возможность выразить себя во многих отношениях гораздо большей искренностью и непосредственностью, чем в том случае, когда им задают какие-то прямые вопросы.
Пятилетний Дональд, например, страдал от кошмаров во сне. На расспросы о них он отвечал неопределенно, с трудом. Не мог даже вспомнить содержание своих мучительных сновидений. О родителях же давал точные ответы, которые, однако, не послужили ключом для понимания, что он думает о себе и о них. Тогда перед мальчиком расставили множество разных фигурок, изображающих дома, мебель, полицейских, пожарных, родителей, детей, машины и так далее. Играя с этими фигурками, Дональд рассказал историю одной семьи, где был заведен железный порядок: все вещи в доме непременно должны были находиться на своих местах — ничто не могло быть сдвинуто оттуда, куда однажды заботливо поставлено. Ребенок в этой семье вел себя хорошо. Но временами, когда никто не видел его, он без всякого повода швырял на пол настольную лампу, опрокидывал столы и стулья. Дональд изображал мальчика как очень плохого и заверял, что сам никогда бы так не поступил. Когда Дональд участвовал в этой игре в третий раз, агрессивность его маленького героя заметно возросла. Но в четвертый раз ущерб, нанесенный дому, оказался намного меньше, и Дональд начал говорить о придуманном персонаже с большей свободой. Он объяснил, Что бросать на землю разные вещи плохо, но нехорошо также, если родители запрещают детям передвигать их. Он сказал, что мальчик рассердился, а когда сердишься, легко совершить то, чего не следует делать. «Нельзя делать плохо маме и папе»,— с грустью закончил он.
Нетрудно понять, какую озлобленность вызывали в нем придирки родителей и как ему хотелось отплатить если не им самим, то хотя бы их вещам. Возникшее желание, в свою очередь, породило у него комплекс вины, причем настолько сильный, что ребенок неспособен вынести его. Переживания отразились в ночных кошмарных сновидениях. Психолог упорно продолжал с мальчиком свои игры и смог с их помощью объяснить ему, что иногда сердиться на родителей вполне естественно, это не такое уж большое преступление, как тот думал. Малыш понял, что он не утратил раз и навсегда родительскую любовь из-за того, что плохо говорил о них или совершил какой-то проступок. Вскоре Дональд стал чувствовать себя гораздо увереннее, а так как родители узнали, к чему привели их чрезмерные придирчивость и педантизм, они тоже изменили свое поведение, и кошмары у мальчика прекратились. Иными словами, игра позволила психотерапевту оказать помощь семье. Сначала он понял суть проблемы, потом помог мальчику освободиться от внутреннего напряжения, предложив спокойную игру на тему жизни в семье. Когда напряжение было снято, ребенок смог отнестись к мучившей его проблеме с большей беспристрастностью, понял объяснения врача и сумел изменить свое поведение.
Психотерапевты и психиатры располагают различными методиками лечебных игр, и врач, умея верно интерпретировать то, что ребенок выражает в них, способен помочь ему. Одним словом, лечебные игры — отличный способ диагностики и лечения психических расстройств у детей.
Комментарии