СПЛОШНОЕ ВОЛНЕНИЕ
Конечно, экзамены – это стресс, и не так уж важно, в каком классе учится ребенок. Одни дети переживают, что для поступления в пятый класс надо показать хорошие результаты, другие думают, продолжать ли учебу дальше или поступать в колледж. А если это ЕГЭ, то хороший результат поможет ребенку поступить учиться туда, куда он хочет, а родителям – сэкономить значительную сумму, если сможет попасть на бюджетное отделение. И так уж получилось, что правила сдачи ЕГЭ меняются чуть ли не каждый год, учителя нервничают, пугают детей и родителей – но родителей чаще и сильнее, ведь именно они несут ответственность за своих детей! Вот и получается, что большую часть экзаменационного стресса детям создают именно… взрослые, а совершенно не те (вполне, кстати, посильные) учебные задачи, которые в реальности стоят перед школьниками.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Для начала – понять, что экзамены – это просто экзамены, а не судьбоносное мероприятие. Это такой формальный, специально организованный процесс проверки знаний ребенка, не имеющий никакого отношения к тому, какими качествами он обладает и вырастет ли хорошим и счастливым человеком, «игра по правилам», квест: если мы хотим получить определенный результат (например, поступить учиться в определенный вуз), придется приложить усилия и выполнить ряд действий.
1. РЕШИТЕ, ДЛЯ КОГО ОН УЧИТСЯ
Если вы плотно заняты контролем детской учебы, этот вопрос рано или поздно возникнет. Ведь задача ребенка – не приносить домой хорошие оценки, а научиться работать с информацией, запоминать главное, пользоваться полученными знаниями, то есть научиться учиться. А плохие оценки – это просто сигналы того, что материал не усвоен, надо приложить усилия. Но если плохая оценка – это еще много-много родительских эмоций, ребенку будет тяжело. Так что полезнее дать ему понять – «Я рядом и на твоей стороне, но учишься ты не для меня».
2. ПРИЗНАЙТЕ ЕГО ПРАВО НА ОШИБКИ
Да, он и правда может сдать экзамен хуже, чем вы (и он сам) рассчитывали. Или сделать глупую ошибку, или растеряться и не успеть закончить вовремя. Он же не робот, а живой человек! А еще он имеет полное право знать, что вы его любите без всякой зависимости от его оценок, поддержите, если он расстроен, если ему что- то не удалось, а не усугубите его переживания своим разочарованием или гневом.
3. ПОМОГАЙТЕ, ЕСЛИ ПРОСИТ
Есть большой соблазн взя ть на себя организацию подготовки к экзаменам (или даже всего про-цесса учебы): составить расписание занятий, разделить объем материала для подготовки на посильные для изучения части, следить, сколько уже ребенок сделал, сколько осталось, подгонять, контролировать.
Но такое желание контроля – это проявление родительской тревоги: ребенку и так нелегко, почему он должен справляться еще и с вашими чувствами? Дайте ему самостоятельно решить, что и как он может сделать, но не отказывайте в помощи, если она нужна: дополнительные занятия, курсы, репетиторы, ваши объяснения сложных тем или другие возможности. Захочет подготовиться хорошо и чувствовать себя уверенно – сделает это. Для него это еще и возможность ощутить собственные силы, убедиться, что он может приложить усилия сам и получить результат, связать последующий успех со своими действиями. Ничего этого не будет, если подготовкой «рулят» родители.
4. ДАЙТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ РАБОТАТЬ В СВОЕМ ТЕМПЕ
Есть дети, которым невероятно тяжело вставать по утрам, зато ближе к ночи они чувствуют себя более работоспособными. Есть те, кто готов усваивать информацию на протяжении нескольких часов подряд, не теряя внимания, а есть такие, которым просто необходимо делать частые перерывы или во время занятий слушать музыку, вертеть что-то в руках, или двигаться и даже прыгать, а не сидеть спокойно.
Чем лучше ребенок понимает, в каких обстоятельствах его мозг работает лучше, тем эффективнее сможет использовать эти обстоятельства. Не можете помочь – хотя бы не мешайте и не ругайте за то, что ночью он занят зубрежкой.
5. ОБЕСПЕЧЬТЕ ДОСТАТОЧНО ОТДЫХА
Подросток и так переживает период бурного роста, когда организм работает на износ, а тут еще и стресс, который длится несколько недель. Позаботьтесь о его физиологическом состоянии – вот этого он сам точно сделать еще не сможет. Обращайте внимание на сон, аппетит и настроение: первого должно быть достаточно, иначе мозг не сможет работать в полную силу, так что тот, кто не спит ночью, просто обязан спать днем. Организм должен получать свои белки и углеводы (и шоколадку – мозгу нужна глюкоза). Стресс может накапливаться незаметно: сегодня ребенок волнуется, что не успевает подготовиться, завтра нервничает из-за сложной темы, послезавтра учителя «взбодрили» класс. Заметили головные боли, нарушения сна и аппетита, мрачное настроение – значит, нужен отдых и много свежего воздуха (а гаджетов – меньше).
ЧЕГО БОЯТСЯ РОДИТЕЛИ?
Родительская тревога – про то, что ребенок не справится, будет недостаточно успешным, не достигнет результатов, которые не стыдно предъявить миру и окружающим. О том, что хочется самому ребенку, родители, конечно, думают – но не в первую (и даже не во вторую) очередь.
А еще, конечно, это чувство вины: как можно чувствовать себя хорошей матерью, если твой ребенок, мало того что не слишком хорошо учится, а еще и не хочет (как вам кажется) приложить к этому достаточно усилий?
Или, что еще хуже, даже не особенно волнуется за свое будущее? Просто помните: будущее совершенно не зависит от экзаменов!
НАЧНИТЕ С СЕБЯ
Подростки, хотя и выглядят взрослыми, еще не стали ими. У них еще нет опыта, зачастую они не понимают и не прогнозируют всех последствий событий, в том числе и экзаменов. Взрослые же, наоборот, склонны драматизировать любое развитие событий, которое отличается от их представления о том, как должно быть. Как ни странно, но дети чаще всего проецируют тревоги и страхи родителей, даже если внешне и не показывают этого. Родители, начните подготовку к сдаче экзаменов с себя!
Честно ответьте себе на вопрос: «Почему я боюсь, что ребенок завалит экзамен?». Нередко в основе родительских страхов лежат социальные моменты: «что скажут родственники и знакомые», «раз ребенок провалился, значит, я плохой родитель» и пр. Прежде всего разберитесь со своей тревогой. Представьте себе последствия самой страшной развязки – что будет, если ребенок получит двойки по всем экзаменам? Внутренне переживете эти последствия.
Разве его и ваша жизнь на этом закончится? Нет. Разве не останется никаких шансов реабилитироваться? Конечно, останутся. Когда вы проживете свои страхи и сами немного успокоитесь, спокойно поговорите об этом с ребенком.
Как он сам оценивает свои шансы. Донесите до него, что есть разные варианты будущего со своими плюсами и минусами. Он не должен бояться провала!
Комментарии