Коррекция нарушений звукопроизношения

Коррекция нарушений звукопроизношения

Этап автоматизации звука

Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, нужно сразу переходить к следующему этапу коррекции звукопроизношения — к этапу автоматизации, то есть к обучению ребенка правильному произношению звука в связной речи. На изолированном его произношении долго задерживаться не следует, поскольку наша речь представляет собой поток непрерывных изменений, и движения губ и языка при произнесении согласных не являются стандартными, а зависят от того, в составе какого комплекса движений (то есть в каких звукосочетаниях) они осуществляются. Этим и определяется важность возможно более быстрого включения вновь воспитываемого звука в наиболее типичные для него звукосочетания.
Однако здесь нельзя впадать и в другую крайность — переходить к этапу автоматизации преждевременно, то есть до получения правильного и устойчивого изолированного звучания звука. Исключения в этом отношении иногда допускаются лишь в случаях механической дислалии и выраженной дизартрии, о чем будет сказано ниже.
Курсы технологии постановки звуков!

Необходимость выделения специального этапа автоматизации связана с тем, что и после усвоения нормальной артикуляции звука ребенок в силу сложившейся привычки продолжает неправильно произносить его в речи. Ведь что такое дефектное произношение звука? Это далеко не только произношение самого звука. Если ребенок заменяет в своей речи, например, «ш» на «с», то у него соответствующим образом сформированы и все стереотипы слов, включающих этот звук («скаф» вместо «шкаф», «скола» вместо «школа», «сум» вместо «шум» и т.п.). Естественно, что сразу после постановки звука он не сможет произносить все слова с данным звуком правильно.
В целях облегчения этой сложной для ребенка задачи автоматизация звука осуществляется при условии постепенного нарастания сложности речевого материала. При этом на этапе автоматизации, в отличие от подготовительного этапа и этапа постановки звука, при любой причинной обусловленности дефектов звукопроизношения работа ведется одинаково и в одной и той же последовательности, а именно:
автоматизация звука в слогах;
автоматизация в словах;
автоматизация в специально подобранных фразах;
автоматизация в текстах, насыщенных вновь воспитываемым звуком;
автоматизация в обычной разговорной речи.
Эта одинаковость подхода возможна потому, что здесь во всех случаях у ребенка уже имеется правильный звук, какими бы разными путями и в сколь различные сроки он ни был получен.

Задача автоматизации звука облегчается еще и тем, что на данном этапе работы из речевого материала исключаются все звуки, артикуляторно и акустически близкие вновь воспитываемому. Например, при автоматизации звука «с» в подобранных для этой цели слогах, словах и фразах не должно содержаться других свистящих, а также шипящих звуков. По этой причине здесь следует брать слова типа «сумка», «сом», «весы», «весна» и т. п. и исключать слова типа «сушка», «свеча», «песец», «стужа». Лучше в этих случаях не использовать и слова с артикуляторно сложными (хотя акустически и далекими) звуками типа «р» и «л», поскольку эти звуки также могут произноситься ребенком дефектно. Такой «облегченный» речевой материал позволяет ребенку все свое внимание сосредоточить только на вновь воспитываемом звуке. Этот звук лучше сразу связать с соответствующей ему буквой, чтобы у ребенка сформировалась прочная связь между звуком и буквой, что очень важно для правильного письма (особенно если звук не искажался, а заменялся каким-то другим). Проводятся и упражнения в самом элементарном звуковом анализе слов, о котором будет сказано ниже.
Кратко поясню содержание работы на каждом из названных выше этапов автоматизации.
При автоматизации звука в слогах подбираются самые разные типы слогов и звукосочетаний («са», «ас», «аса», «сто», «ско», «стру», «ксы» и т.п.). В слогах ребенку легче сохранить полученное правильное звучание, поскольку они бессмысленны и благодаря этому он может все свое внимание сосредоточить только на «новом» звуке, не отвлекаясь на смысл самих слов. Здесь взрослому важно внимательно следить за полной правильностью произнесения ребенком вновь воспитанного звука, не допуская «сползания» на прежнюю дефектную артикуляцию.

После закрепления правильного звучания звука в слогах будет уже несложно перейти и к правильному его произнесению в отдельно взятых словах. Слова подбираются с разной по своей сложности звуко-слоговой структурой, начиная с более простых, например: «сани», «сок», «нос», «спор», «стакан», «насос», «сосулька» и т.д. Первое время простые слова лучше произносить по слогам («са-ни», «са-ло», «са-дик», «са-ми»), сосредоточивая все внимание как ребенка, так и взрослого на первом слоге, содержащем автоматизируемый звук.
Далее нужно перейти к специально подобранным фразам, где данный звук содержится в каждом слове, например: «соль соленая», «солью солят»; «спокойно спит сосна в лесу»; «у сома соменок, а у совы совенок» и т.п. Наличие звука «с» в каждом слове, с одной стороны, заставляет ребенка постоянно быть настороже и думать о правильности артикулирования звука, а с другой — позволяет ему как можно больше упражняться в правильном произнесении звука.
При автоматизации звука в текстах сохраняется тот же самый принцип подбора речевого материала — автоматизируемый звук должен встречаться в них как можно чаще. И только после таких достаточно концентрированных упражнений в правильном произнесении вновь воспитываемого звука ребенок сможет правильно произносить его и во всех обычных жизненных ситуациях. Новый звук станет для него своим и окончательно вытеснит прежнюю дефектную артикуляцию.
Таким образом, этап автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда ребенок овладеет навыком правильного произнесения нового звука в обычной разговорной речи. На этот момент приходится обратить особое внимание читателя, поскольку очень многие дети, уже овладевшие правильным произношением звука, не употребляют его в своей самостоятельной речи. Чаще всего это имеет место при преждевременном прекращении логопедических занятий, что случается в основном по вине родителей. Именно по этой причине к логопедам потом нередко обращаются уже взрослые люди, с детских лет умеющие правильно произносить тот или иной звук, но так и не научившиеся пользоваться им в своей речи.
Помощь логопеду со стороны родителей на этом этапе просто незаменима. Сначала она должна заключаться в систематическом прослушивании ими всех произносимых ребенком слогов, слов и фраз с автоматизируемым звуком в целях контроля правильности его звучания. В дальнейшем будет необходим точно такой же постоянный контроль всей речи ребенка в обычных жизненных ситуациях: неправильно произнесенный звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звука, причем сделано это будет в самый короткий срок, что избавит родителей от необходимости долго водить ребенка к логопеду.
В случаях искаженного звучания звука (а не его замены) этапом автоматизации обычно и заканчивается работа над коррекцией звукопроизношения. Например, если ребенок произносил звук «р» картаво или «с» межзубно и не смешивал эти звуки с другими, то очень мало вероятности, что он вдруг начнет их смешивать после коррекции. Здесь важно только воспитать у него умение отличать правильное звучание звука от дефектного, что необходимо для самоконтроля.
Когда же мы имеем дело со звуковыми заменами, то они обычно еще долго дают о себе знать, и для их окончательного преодоления необходима специальная и иногда довольно продолжительная работа. Именно этому и посвящен четвертый этап работы над коррекцией звукопроизношения.

Этап дифференциации смешиваемых звуков

Основная задача данного этапа заключается в том, чтобы воспитать у ребенка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Это достигается путем специальных упражнений.
Работу по различению ребенком смешиваемых звуков по сути дела начинают уже в подготовительный период и в период постановки звука. На подготовительном этапе учат дифференцировать заменяемые в речи звуки на слух, а на этапе постановки звука внимание ребенка привлекают к различному положению губ и языка и к различной по своему характеру струе выдыхаемого воздуха при артикулировании смешиваемых им звуков (например, «с» и «ш», «з» и «ж»).

Переход к специальному этапу дифференциации звуков может быть начат только тогда, когда оба смешиваемых звука уже правильно произносятся ребенком в любых звукосочетаниях, то есть когда они полностью автоматизированы.
Особенность подбора речевого материала на данном этапе состоит в том, что в нем постоянно присутствуют оба смешиваемых ребенком звука, которые он и должен научиться больше не смешивать. Это довольно сложная для него задача, требующая постоянного самоконтроля. Контроль правильности произношения ребенком звуков должен быть и со стороны взрослого.

Как и на предыдущем этапе, сложность речевого материала здесь тоже нарастает постепенно. Дифференциация звуков проводится в той же самой последовательности, что и на этапе автоматизации, а именно:
дифференциация в разных типах слогов («са-ша», «ас-аш», «сто-што»);
дифференциация в словах типа «санки — шапка», «собака — кошка», «миска — мишка», «сутки — шутки», «сайка — шайка»;
дифференциация в предложениях типа «шла Саша по шоссе»;
дифференциация в связных текстах, включающих оба смешиваемых звука;
дифференциация в обычной разговорной речи; этот последний вид дифференциации сложен тем, что в обычной речи присутствуют не только два дифференцируемых и специально подобранных звука (смотрите все приведенные выше примеры), но и все остальные свистящие и шипящие звуки, с которыми данный звук тоже не должен смешиваться.
При работе с детьми школьного возраста на этапе дифференциации звуков обязательно используются и письменные упражнения, позволяющие преодолеть буквенные замены на письме. В отношении же дошкольников необходима специальная работа по предупреждению таких замен, поэтому оба дифференцируемые звука обязательно сразу связываются с буквами.

Роль родителей на этапе дифференциации звуков не менее важна, чем на этапе автоматизации. Заключается она, во-первых, в систематическом контроле правильности
выполнения ребенком логопедических заданий, включая и письменные, и, во-вторых, в постоянном контроле его речи в обычных жизненных ситуациях — до полного исчезновения в ней звуковых замен.

Такова общая последовательность логопедической работы при коррекции дефектов звукопроизношения. Соблюдение именно такой последовательности в работе является обязательным, поскольку всякое ее нарушение негативно сказывается на общем результате и затягивает сроки самой работы. Так, например, бесполезно пытаться сразу ставить ребенку звук, если состояние его артикуляторной моторики еще не позволяет этого сделать. Или нельзя начинать автоматизацию звука с ребенком, не научившимся правильно его произносить, и т.п. (Во многих случаях родители еще до обращения к логопеду упражняют своих детей в чтении и заучивании стихотворений на определенный дефектно произносимый ими звук с целью его «исправления», что в итоге приводит к еще большему упрочению неправильной артикуляции звука.)
Однако в то же время было бы принципиально неверным и слепое следование изложенной здесь схеме работы. Эта схема рассчитана на самые трудные случаи, когда все приходится начинать, как говорится, с нуля. Но в реальной жизни могут встретиться самые различные варианты, требующие индивидуального подхода и учета конкретной ситуации.

В частности, мы уже говорили о том, что за логопедической помощью нередко обращаются дети и взрослые, уже владеющие правильным произношением звука. Неужели и в этих случаях работу нужно будет начинать с его постановки? Безусловно, нет. Здесь надо будет сразу приступить к автоматизации звука, что, кстати говоря, вполне могут сделать и сами родители или дефектно произносящие звуки взрослые, уже понявшие суть проблемы.
Или другой пример. Нередко у ребенка с хорошо развитой артикуляторной моторикой отсутствующий в его речи звук удается получить уже при обследовании. Естественно, что в этом случае полностью отпадает необходимость как в артикуляторной гимнастике, так и в специальной постановке звука. О необязательности проведения этапа дифференциации звуков при отсутствии у ребенка звуковых замен уже говорилось. Одним словом, все должно делаться в пределах разумного, но с обязательной ориентировкой на полноценный конечный результат.
Парамонова Л. Г.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>