Обычно мальчики перестают днем мочить свои штанишки примерно в 3—3,5 года, а девочки на целых полгода раньше. Но и тем и другим понадобится еще примерно 6 месяцев, прежде чем они постоянно станут просыпаться в сухой постели. Проблема возникает в том случае, если ребенок продолжает мочить и штанишки и постель уже после нормального срока. Однако и тут нужно иметь в виду, что приведенные выше ориентиры — это общая норма, но от нее иной раз возможны значительные отклонения.
Если вашему ребенку удалось справиться с этим затруднением на целый год раньше, это не повод для ликования. Это означает лишь, что вы научили его решать задачу в ущерб чему-то более важному в развитии его личности. Ребенок, приобретший навык управлять своим мочевым пузырем на год или два раньше обычного срока, нередко позднее воздвигает перед родителями трудности психологического порядка, которые поначалу вроде бы и не имеют никакой связи с этой раньше времени сложившейся привычкой.
Сегодня нам известно многое в этой области. Самые авторитетные мнения высказаны в осуждение преждевременного или слишком сурового воспитания подобной привычки. Теперь всем ясно, что крайне важно, КАКИМ ОБРАЗОМ мы прививаем детям некоторые основные навыки. Если вы делаете это с досадой, с упреками, категорически требуя от ребенка, чтобы он перестал мочить штаны, а спустя какое-то время станете уверять его, что очень любите, на него гораздо большее впечатление про изведет ваша резкость, нежели ласка. Если, к примеру, вы заставляете ребенка что-то есть, когда ему не хочется, а потом начнете до небес превозносить какие-то его рисунки, опять же гораздо больший след в его сознании оставив ваше отношение к его кормлению, а не к рисункам. Иными словами, чувства, возникшие у ребенка, и его поведение будут как бы концентрироваться на еде, сне, на отправлении естественных нужд и тому подобных процедурах.
Вот почему мы называем такие действия основными привычками. И то, как мы, родители воспитываем эти привычки, имеет для наших отношений ребенком гораздо большее значение, нежели все наши слова, произносимые в других ситуациях. Когда мы учим малыша обходиться без рожка, пользоваться туалетом, мы так или иначе проявляем свои чувства к нему. Кроме того, поскольку мы, взрослые, пытаемся объяснить ребенку, чего ждут от него окружающие, мы внушаем ему либо хорошее представление о мире, либо плохое — в зависимости от того, терпеливы ли и убедительны в своих доводах или, напротив, нетерпеливы и строги. Причина, по которой не следует слишком рано приучать детей пользоваться туалетом, в данном случае очевидна. Если мы начнем настаивать, а ребенок физиологически еще не готов выполнить нашу просьбу, он неизбежно ощутит насилие. Но даже если ему и удастся обрести нужный навык раньше времени, он все равно еще не способен понять причину наших усилий и непременно будет чувствовать себя вынужденным делать это по принуждению, а не свободно. Выходит, мы заставили его вести себя не в соответствии со своим возрастом, а раньше, нежели он сам ощутил в этом необходимость. И если малыш под нашим нажимом выучится поступать как надо, все же у него сохранится чувство обиды и досады.
Если первые наши уроки слишком суровы, у ребенка может возникнуть страх перед естественными нуждами. А это уже ненормально и сильно осложняет и его и нашу жизнь. Один из самых обычных способов у детей скрыть этот свой страх — проявить отвращение к фекалиям. Такой ребенок растет обычно с обостренным чувством неприязни к грязи, вообще к любому беспорядку и сильно переживает даже по самому незначительному породу, связанному с чистоплотностью. Типичным примером тому служат те занудные домохозяйки, которые только и делают, что с утра до вечера что-то чистят и моют, непременно жалуясь при этом, как много им приходится трудиться.
Вот почему первое, что необходимо предпринять, чтобы научить ребенка оставаться с сухими штанишками,— набраться терпения и относиться к промахам малыша с некоторым равнодушием. Только так мы избежим неприятных последствий, которые могут проявиться со временем. Поскольку мы и в самом деле предъявляем ребенку требования, как к человеку взрослому, важно действовать постепенно, чтобы он мог осознать их и принять. Достаточно несколько раз в день отвести малыша в туалет. Если ему уже исполнилось 2 года, наши усилия время от времени будут вознаграждаться тем, что он целый день будет оставаться сухим. Утром, вечером, перед сном, до и после еды, а также перед выходом на прогулку —вот самое удобное время отвести его в туалет. Главное — сделать это до того момента, когда ребенок начнет чем-то заниматься, а не тогда, когда он целиком поглощен каким-то делом или игрой и может заупрямиться. Не напоминайте о горшке каждые 10 минут. Не упрекайте ребенка, если он намочил штаны, не разводите долгих разговоров о необходимости им пользоваться. Самое полезное, что мы можем сделать в этом случае,— проявить свое доброе отношение к малышу, похвалить его, когда он ответит согласием на нашу просьбу. Разумеется, будут и рецидивы — возврат к прошлому. Часто случается, например, что при рождении братика ребенок, который уже полгода ходил сухим, вдруг начинает каждый день мочить штаны. В первые месяцы нахождения в детском саду подобное тоже может случиться не раз. Способны спровоцировать у ребенка рецидив и какие-нибудь инциденты во время игры, не замеченные родителями. В любом случае важно избегать какого бы то ни было наказания за подобную оплошность. Она неизбежна и возникает из-за сильных волнений. Было бы очень жестоко с нашей стороны добавлять к этим переживаниям еще и наказание.
Разумеется, все, что мы делаем для сохранения добрых отношений с нашими детьми, облегчит им контроль за мочевым пузырем. Дети охотнее пойдут нам на встречу, если не будут слышать угроз. А мы можем даже поиграть на их самолюбии, спросив, например, утром: «Ну так как, нужны нам сегодня пеленки?» Отнеситесь к ответу спокойно, не придавайте ему большого значения и ребенку тоже позвольте не делать проблемы из того, чего вы в конечном итоге ждете от него.
Комментарии