Когда ребенок становится средством

Когда ребенок становится средством

Иногда родители относятся к своему ребенку не как к отдельной личности или самодостаточной и ценной единице мироздания, а как к своей собственности, своему приложению, порой и средству для получения собственной выгоды. Причем выгоды могут быть самыми разными. Порой мы даже не подозреваем, что превращаем маленького человека в средство или в цель, используем для осуществления своих планов. Попробуем разобраться в этом подробнее.

Как мы используем своего ребенка?

• Представьте себе пару, которая вот-вот готова расстаться и признать, что их союз был неудачным. Что бы могло помочь им соединиться и улучшить отношения% Очень часто таким цементом для скрепления разваливающихся песочных замков становится ребенок. А тут уже, как говориться, дело случая. Кому-то из детей повезет, и родители, действительно, станут ближе друг к другу. А кому-то напротив, придётся расхлебывать всю оставшуюся жизнь последствия этого неудачного решения.

Помните, если вы хотите укрепления отношений, то ребенок – не самое лучшее средство для этого. Точнее, он просто не может быть средством, потому что он личность, а играть таким образом его жизнью опасно, опасно даже не для вас, а для самого малыша. Цена такого эксперимента – его последующая жизнь, в которую он неизменно будет экстраполировать (переносить, копировать и проецировать) свои детские впечатления.

• Ребенком или известием о беременности пользуются порой женщины, желающие удержать возле себя мужчину. Это тоже нечестно по отношению к малышу. Конечно, родив ребенка, женщина приобретает больше козырей. Расширяет свои возможности для манипулирования мужчиной. Получает больше прав. Но не стоит забывать, что главным инструментом этой манипуляции становится живой человек. Ваш собственный малыш.

• Очень часто детей используют в качестве посредника или фишки в семейных конфликтах. Когда одного из родителей лишают общения и возможности принимать участие в его воспитании. Не дают общаться с бабушкой и дедушкой. Заставляют быть арбитром в спорах и конфликтах. Прикрываются им, как последним аргументом в споре. Вывешивают в качестве штандарта или пускают вперед, прячась за его спиной. Все это нечестная игра. Но кому-то кажется, что таким образом можно наказать нерадивого отца или мать и выйти победителем в семейных войнах. Кстати, победителей в семейных войнах не существует, как и во всех других войнах, где случаются потери и несчастья. А наказывается в этих ситуациях больше всего ребенок, который не виноват во взрослых конфликтах.

• Бывает и так, что мама, решившая родить ребенка без мужа из лучших побуждений, но она тоже использует его для своих целей, то есть пытается с его помощью справиться со своим одиночеством. Она рожает ребенка не для него самого, а для себя. Это даже и формулируется именно так: «Родила для себя!» Вдумайтесь, как цинично по отношению к человеческой личности это звучит. Мама и не подозревает порой, что преследует свой собственный шкурный интерес: не быть одной, чтобы кто-то «подал воды», был рядом, чтоб не чувствовать себя ущербной и т.д. В конечном итоге, затыкает ребенком свои собственные дыры и проблемы. В итоге получается неполная семья, и мама, которая с помощью ребенка ничего не заткнула, а просто создала еще одну жертву своего внутреннего дискомфорта. Ведь наше счастье и ощущение себя одиноким зависит не от других, а от нас самих.

Последствия использования ребенка

Количество неполных семей возрастает в геометрической прогрессии.

К сожалению, дети, воспитанные в таких семьях, чувствуют эту неполноту, и свою ущербность. Пытаются компенсировать ее разными способами, порой асоциальными. Иногда замыкаются в себе, а порой превращаются в настоящее стихийное бедствие для родителей и общества.

Каждый ребенок должен получить от семьи урок жизненной стойкости и урок счастья и любви. Для этого нам и нужна семья. Это место, где человек может залечить свои раны и быть собой. Если же он чувствует, что в семье его использовали для создания престижа, для скрепления связи, сохранения отношений, для того чтобы скрасить одиночество или иметь послушного раба, которым можно командовать, конечно, ребенок это чувствует, и это не делает его счастливым.

Многие преступления, психические заболевания проистекают из неполных семей и из ситуаций, когда ребенка использовали в качестве средства и цели недобросовестные взрослые.

Если бы вы хорошо изучили свои отношений с ребенком, даже если у вас полная семья и все благополучно, то обратили бы внимание на моменты, когда вы используете своего ребенка. Иногда мы этого даже не замечаем, не отдаем себе отчета, когда он становится для вас целью и средством удовлетворения собственных амбиций.

Приведу простой пример

Мама – интеллигентная женщина, когда-то училась в балетной школе, но не смогла полностью реализовать свои способности и мечты. И вот у нее родилась дочь, которая может эти нереализованные мечты воплотить в жизнь. Бедная девочка. Мама вгрызается в нее мертвой хваткой. И ребенок, который физически совершенно далек от балета, не чувствует ни ритма, ни музыки, не любит танцевать, попадает в такие условия, когда вынужден осуществлять мечту мамы. Можно только посочувствовать.

Так происходит и с другими родителями, не думайте, что вам удалось этого избежать. Если вы гордитесь и хвалитесь всюду своим ребенком, разве не удовлетворяете ли вы свои потребности в признании вашей значимости? Многие родители сами выбирают для ребенка кружки, вузы, профессию. Они с детства просто пичкают их разными ненужными знаниями, отправляют в многообразные секции и заполняют их жизнь своими собственными предпочтениями. Забывая о том, что перед ними не копия, не клон, а самостоятельная, отдельная от них личность, у которой есть свой путь, интересы и свое предназначение на земле.

Хорошо если ребенок, достигая совершеннолетия, может определить, чего он на самом деле хочет, тогда он активно сопротивляется родительскому влиянию и самостоятельно строит свою жизнь. К сожалению, это случается довольно редко. И тогда за него решают родители, то есть, по большому счету, снова используют его в своих целях.

Какой должна быть основная задача родителей по самоопределению ребенка?

Помочь, показать пример, раскрыть достоинства и недостатки профессий, не отказывать в нелепых и странных детских увлечениях. Кто знает, может, привычка рисовать на стенах сделает из малыша художника, автора замечательных городских муралов.

Есть очень четкий барометр родительского влияния, который объясняет, что нужно делать родителям в том или ином периоде развития ребенка.

• До пяти лет – ребенок является господином. Выполняются его желания, даются возможности, показывается мир, расширяется кругозор. При этом ребенка уважают.

• С пяти до пятнадцати лет ребенок должен узнать законы и правила человеческой жизни. Он в какой-то степени становится законопослушным гражданином и должен слушаться родителей. Именно в этот период он наиболее активно сопротивляется влиянию предков. Но его нужно убедить следовать правилам и показать последствия их нарушения. Это очень важный период, когда в человеке закладываются основы социальной адаптации и безопасности. В этот период он требует особого внимания, любви, уважения и последовательности в воспитательных моментах. То есть, если вы сегодня запретили, а завтра то же самое разрешили, о родительской последовательности речи не идет.

• С пятнадцати лет ребенок самостоятелен. Нужно уважать его и его выбор. Он уже самостоятельная единица социума и не имеет смысла на него давить, заставлять, командовать им, а тем более применять физическую силу. Он и сдачи может дать. С ним положено считаться и давать возможность действовать на свое усмотрение. Он ведь уже знает, что бывает, когда совершаешь ошибки и готов (то есть должен уметь) за них отвечать.

Самое главное, о чем мы никогда не должны забывать: наш ребенок – это не совсем наш ребенок. То есть он не является нашей собственностью, нашей копией. Он не обязан делать только то, что мы сказали и думать так же, как мы. Он индивидуум, личность, уникальная, оригинальная, ни на кого не похожая. И наша задача помочь ему это понять и найти себя в этом мире. Сначала с нашей помощью, а потом полностью самостоятельно. А свои проблемы нам так или иначе придется решать самим!

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>