Когда ребенок начинает ходить

Когда ребенок начинает ходить

Важнейшими достижениями раннего детства является сначало овладение ползаньем и другими движениями а затем прямым хождением, речью, развитие предметной деятельности.

Первые самостоятельные шаги ребенок делает, как известно, в конце младенческого периода, это возраст 1 годика, но бывают и небольшие отклонения (с 9 до 16месяцев) в которых нет ничего плохого. Овладение прямой ходьбой является трудным делом для него. Маленькие ножки ступают с большим напряжением, управление движениями ходьбы еще не выработалось, поэтому ребенок часто теряет равновесие. Маленькие препятствия (стул, который нужно обойти, мелкий предмет, попавший под ноги) утомляют, и ребенок после нескольких шагов падает на руки взрослого или на пол.

Важную роль в этой ситуации играет взрослый, его поведение, отношение к первым попыткам ребенка в овладении пространством. Похвала взрослых, их радостная поддержка побуждает ребенка при падениях подниматься и снова шагать. Довольно быстро он начинает получать удовольствие от того «что делает со своим телом. Ежедневные упражнения вызывают совершенствование ходьбы, развитие двигательного аппарата. Они все меньше падают, уверенно идут к цели, но их движения еще долго остаются недостаточно координированными.

Постепенно дети начинают передвигаться значительно свободнее, выполнять движения без большого напряжения. Полуторагодовалые малыши ищут дополнительные препятствия — шагают туда, где ступеньки, горки, различные неровности, наступают на мелкие камешки. Просто бег и просто ходьба их уже не устраивают. Они намеренно усложняют свою ходьбу: шагают вперед спиной, кружатся, передвигаются с закрытыми глазами.

На 2-м году жизни ходьба становится потребностью, дети много и самостоятельно передвигаются, проявляют исключительную активность. Увлечение ходьбой несколько ослабляется, если оно осуществляется по ровной поверхности автоматизировано.

Так, на первых парах, овладение ходьбой является для ребенка особым заданием, связанным с сильными переживаниями. Автоматизация этого способа передвижения достигается постепенно, и он перестает вызывать у ребенка самостоятельный интерес.

Овладение ходьбой играет важную роль не только в физическом, но и в умственном развитии ребенка. Научившись ходить, он вступает в новый период своей жизни. У ребенка появляются новые возможности познания мира.

Когда ребенок начинает ходить1. Доступность все большего количества предметов. К году ребенок может играть с игрушками, которые давали ему взрослые. Умение ходить позволило ему активно знакомиться с новыми, привлекательными для него предметами, часто с такими, которые взрослый не дал бы ему.

Благодаря ориентировочно-исследовательскому рефлексу, И. Павлов назвал рефлекс «что такое?», Ребенок, узнав возможности передвижения по комнате, преодоление ее границ, чаще и охотнее прибегает к ходьбе. Он стремится ознакомиться с предметами, которые используют взрослые. В этих действиях быстро совершенствуются, становятся точными, направленными и согласованными его движения, обогащаются опыт и знания.

Основным средством ознакомления ребенка с предметами в первой половине раннего возраста является действие с ними. На 2-м году жизни манипулирования с предметами разнообразится, приобретает другое качество. Действия с ними ребенок выполняет не только с помощью рук и глаз, в этих действиях все чаще участвуют корпус, шея, ноги. Сфера действий с предметами заметно расширяется.

В середине 2-го года жизни дети усваивают разнообразные движения: переносят вещи в руке, передвигают их, толкают; возят за шнурок назад и вперед, с одного края комнаты в другой передвигают предмет вдоль стола, дивана или доски, выдвигают из-за других предметов , подвозят под стол; перевозят или переносят предметы из одной комнаты в другую, прячут под кровать или шторку, тянут с подоконника, устанавливают на полки и т.д..

Такая двигательная активность имеет важное значение для развития моторики, выработки точности и согласованности движений ребенка, координации работы рук и ног, контроля глаз.

На 3-м году жизни, когда ходьба обычно усвоена, предметные действия все больше становятся игровыми и трудовыми. Они еще не имеют сюжетного замысла, поэтому их нельзя назвать игрой. Однако выполнение этих действий свидетельствует о новых возможностях ребенка, когда они становятся четкими и мотивированными. Ребенок подчиняет их не только своим желаниям, но и требованиям родителей.

Когда ребенок начинает ходитьЕсли на 2-м году жизни ребенок мог выполнять только одно действие, на которое ему было указано, то в конце раннего периода он способен выслушать, понять, запомнить и выполнить несколько требований.

Итак, первым следствием овладения ребенком свободной ходьбой является возможность выполнять разнообразные движения и действия с предметами. Благодаря этому он знакомится со многими новыми для него вещами, у него интенсивно развиваются органы чувств (зрение, осязание, слух), которые начинают более согласованно работать, его упражнения в выполнении различных действий с предметами развивают крупную и мелкую мускулатуру, мышцы туловища, ног, рук, то есть весь нервно-физический аппарат, необходимый для выполнения сложных действий.

2. Возможность благодаря ходьбе познавать предметы. Ребенок узнает не только мелкие предметы, но и большие. Младенец, сидя на коленях у матери, видел стол сбоку и сверху. Встав на ножки, ребенок обходит стол кругом, подлазит под него и вылезает с противоположной стороны. Он двигает стул, увлекая за собой, перемещает табуретку и делает много других движений. Благодаря этому познает объем, форму предметов и их частей, делает выводы об их величину.

3. Расширение контактов ребенка с окружающей средой. Младенец познавал только ближайшее пространство, в котором находился, прежде всего благодаря действиям своих рук, к которым постепенно присоединялась работа глаз. Ребенок раннего возраста начинает ориентироваться в пространстве.

Начав ходить, малыши благодаря передвижению с помощью ног, узнают расстояние и направление выполнения своих движений. У них появляется определенная согласованность в работе глаз, ног и рук, развивается глазомер, вырабатывается умение оценивать расстояние и местонахождение предмета (около, далеко, вправо, влево, вверх, вниз). Постепенно они определяют расстояние вещей, мебели в комнате. Ребенок выходит за пределы комнаты и таким образом расширяется круг вещей, которые он узнает.

Когда ребенок начинает ходитьОднако 1-летние и несколько старшие дети могут, например, стоя на земле, протягивать игрушку папе, который выглядывает из окна четвертого этажа, или спокойно шагают по краю кроватки вперед, не предвидя падение.

4. Постоянная необходимость преодоления трудностей и препятствий, возникновение все новых задач. Благодаря этому развиваются начальные формы мышления ребенка. Уже на 2-м году жизни получает первые уроки практического мышления, на 3-м — часто самостоятельно применяет некоторые знакомые ему действия для решения конкретных задач: смело переворачивает коробку, выбрасывает из нее только вложенный цветной шарик. Этому он научился, подражая взрослым.

Начальную форму мышления иногда называют «мышление руками» или действенным практическим мышлением. Оно необходимо для дальнейшего умственного развития ребенка.

5. Появление новых чувств, интересов и желаний. Ребенка переполняет радость от своих достижений, которые он видит ежедневно, ежечасно. Вскоре малыш проявляет разнообразную активность: залезает под стол, вылезает на ступеньки, радостно и гордо сообщая о своих достижениях. Такие переживания помогают ребенку осознать себя, свои силы, возможности. Он делает вывод: «Вот что я могу сделать сам».

6. Необходимость преодоления препятствий на пути к цели упражняет ребенка в выполнении первых волевых действий. Выполняя действия, ребенок иногда забывает свою изначальную цель, поскольку его сильно привлекает само действие. Поэтому он по несколько раз залезает на диван, табурет или заползает под кровать, достает игрушку и снова ее туда бросает. Он радуется своим достижениям. Так начинают развиваться самостоятельность и настойчивость.

Родители обязаны поддерживать и развивать самостоятельность ребенка, вызвать и беречь чувство радости, которое возникает у него при достижении желаемой цели. Вместе с тем нельзя допускать нарушения установленных правил поведения. Чем старше и активнее становится ребенок, тем большее значение приобретает руководство его поведением. Если воспитание младенца требовало от взрослых обычно соблюдение правильного режима и заполнения периодов его бодрствования простыми играми, то руководство поведением ребенка на 2-м и 3-м году жизни значительно сложнее. Нужно уже стремиться, чтобы ребенок усвоил установленные правила поведения, на их основе умел свободно и самостоятельно действовать.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>