В психологии есть термин «образующие силы души и тела». Особенно важно развитие этих сил в возрасте 5-6 лет, когда ребёнок ещё не отделился от природы, а сам является её частью. Именно поэтому в этом возрасте дети не любят рассматривать «красивые виды». Например, дерево для ребёнка в этом возрасте – не для того, чтобы им любоваться, а чтобы по нему лазать. Именно по причине своей неотделённости от природы дети могут играть со всем, что природа им дает – песок, камни, семена, фрукты, цветы, листья, кора, мох, ветки. Все эти дары природы обращаются непосредственно к душе ребёнка и пробуждают в ней фантазию. То есть «образующие силы», которые действуют в создании природы, едины с творящими в ребёнке «образующими силами». Поэтому, в зависимости от своей завершённости, игрушка может быть для ребёнка либо другом, либо врагом. Игрушка – друг «образующих сил», если она проста, примитивна и не очень богата. Если игрушка способствует развитию фантазии в ребёнке, значит она хороша и полезна. Что происходит в психике ребёнка, если его «образующие силы» не имеют выхода, то есть не развиваются посредством фантазии и детского творчества? Они накапливаются в детском организме, угнетают его психику.
Это проявляется в поведении – ребёнок становится непослушным, капризным, болезненным, у него резко меняется настроение. По мнению психологов, совершенные, законченные игрушки оказывают на ребёнка негативное воздействие, повреждая здоровые задатки будущего. Приведём мнение по этому поводу психолога с мировым именем Рудольфа Штейнера: он назвал внутреннее накопление сил фантазии «внутренним телесным наказанием», которое для ребёнка так же мучительно и ещё более вредно действует на его будущее, чем внешние телесные наказания. Штейнер приводит пример «законченно красивой куклы» (с настоящими волосами, закрывающимися глазами и т.п.), к которой фантазия ребёнка уже ничего не может добавить, и для сравнения – простую куколку (сшитую из ткани, с нарисованными глазками, носиком и ротиком), которая может пробудить внутреннюю любовь, так как здесь есть простор для фантазии. Точно так же песок, кусочки дерева, из которых мальчик строит дома, башни, дворцы, мосты, в тысячу раз лучше, чем механический конструктор с его чёткими, геометрически точными гранями. Возможно, поэтому поколение наших бабушек, несмотря на все пережитые трудности, так позитивно и деятельно до сих пор. И детство их, несмотря на войну и разруху, на отсутствие красивых дорогих игрушек, было счастливее, чем детство унылых и ничем не интересующихся современных детей. Подобные выводы подтверждены многочисленными опытами, один из которых провели в детском саду: детям предоставили для свободного выбора кубики, ящик с глиной и большую кучу песка. Дети даже не подошли к кубикам, все кинулись к глине и к песку. Возможно, потому, что глина и песок давали им гораздо больше возможностей. Интересным фактом является и то, что, по мнению западных психологов, игры и игрушки, способствующие развитию детской фантазии, важнее, чем различные интеллектуальные занятия. И вот почему: интеллектуальная деятельность абстрактна по содержанию и не имеет ничего общего с жизнью. Неразумно восхищаться 4-5-летними детьми, когда те ведут себя как взрослые: уже умеют читать и писать, считать, ведут себя учтиво и участвуют в «умных беседах». Гораздо полезнее для развития ребёнка, чтобы он участвовал во всех шумных забавах сверстников, «творил» из песка и глины, учился с малых лет жить в коллективе, а не уединялся от других детей для своих интеллектуальных занятий. Играть, заниматься творчеством (живопись, лепка, танцы, пение и т.п.) и подражать взрослым занятиям (вытирать пыль, подметать, шить, мастерить – без практических целей), а также фантазировать, додумывать свои простые игрушки – вот подходящие занятия для детей.
Комментарии