Некоторые родители спокойно относятся к проблемам нарушения речи у своих детей. Многие думают, что все образуется само собой, просто ребенок еще маленький. Иногда действительно дети к шести годам вдруг начинают говорить практически чисто, но к сожалению, бывают случаи, когда необходима помощь специалистов.
Наиболее частое нарушение речевого развития связано с маленьким словарным запасом, плохим произношением звуков, заиканием.
При правильном развитии трехлетний ребенок способен понимать, произносить и свободно оперировать как минимум 80 наиболее часто используемыми словами.
Причина слабого словарного запаса кроется в недостатке речевого общения малыша. Скорее всего, родители мало времени уделяют ребенку, то есть выполняют основные функции, но не разговаривают с ним, не занимаются. Современные родители вместо совместных игр с ребенком стараются занять его просмотром мультиков, а сами в это время «отрываются» с планшетами и смартфонами. Телевизор или компьютер не заменит ребенку живого общения с родителями.
Стоит повысить интенсивность общения: читать ребенку книжки, играть с ним, стараясь в это время больше разговаривать с малышом, задавать ребенку интересные вопросы, загадывать загадки соответственно возрасту.
Очень важно развивать у ребенка мелкую моторику. Игры и деятельность малыша должны быть направлены на развитие у него мелкой моторики. Это могут быть игры с прищепками или другими небольшими предметами, которые можно складывать в коробки, банки. Маленькие детки не могут сами прицепить прищепку, но зато хорошо её снимают с ведерка. Прищепите прищепки на край ведерка, и пусть ребенок снимает их. Эта простая игра очень полезна для ребенка, так стимулирует развитие речи.
В магазинах сейчас продаются различные игры-вкладыши, что также поможет в этом деле.
Лепка, игры с песком, рисование, конструирование – все эти занятия полезны для развития речи.
Если вы хотите, чтобы ваш малыш правильно развивался, придется смириться с беспорядком. Карандаши, фломастеры, листы бумаги могут лежать не только на столике для занятий. Если ребенку срочно потребовалось что-то нарисовать лежа на полу, не мешайте ему. Ваша задача своевременно объяснить малышу, что нельзя рисовать на обоях или ковре. А если он принес лист бумаги или альбом для рисования и улегся на полу — не мешайте!
Выбирайте, что для вас важнее — чистота и порядок в доме или здоровый, умный ребенок.
Некоторые детки нечленораздельно произносят большинство звуков. Малыш активно общается, но понять, что он говорит, сложно.
Такое нарушение речи связано с заболеванием — дизартрия, при котором нарушается проведение нервных импульсов к органам речевого аппарата. Артикуляция затруднена из-за проблем с подвижностью органов речи во рту.
В этом случае не следует полагаться только на развитие мелкой моторики у малыша. Конечно, занятия лепкой и конструированием пойдут на пользу, но этого все равно недостаточно. Такому малышу необходима длительная коррекция при помощи медикаментозного и физиотерапевтического лечения. Занятия с логопедом также обязательны.
Еще одна проблема – нечеткое произношение «р». Эта буква – самая сложная для произношения. Только при максимальном развитии речевого аппарата ребенок сможет четко «рычать». В игровой форме чаще предлагайте ребенку произносить слова с «р», хвалите при малейших успехах. В пределах нормы – непроизношение «р» до шести лет. Но если и в дальнейшем ничего не изменилось в произношении в лучшую сторону, придется обратится к логопеду. А иногда потребуется помощь невролога, стоматолога и ортодонта. Консультация ортодонта и стоматолога необходима для исключения проблем с развитием уздечки языка и исключения зубочелюстных аномалий.
Серьезная речевая проблема – заикание – возникает у малышей 2-5 лет как реакция на стресс. Заикание вызывают судороги мышц, относящиеся к речевому аппарату. При возникновении заикания лучше не откладывая обратится к специалисту, хотя иногда заикание может пройти самостоятельно.
Деткам, которых настиг этот недуг, советуют больше говорить шепотом и петь песенки или говорить нараспев.
Очень важно для таких детей создать спокойную атмосферу в семье, оградить их от выяснения отношений родителей, других неприглядных сцен.
Общение с природой и животными положительно влияет на лечение заикания. Желательно чаще гулять с ребенком в парках, лесу. Если есть возможность, проводить время с пони, дельфинами.
Плавание, катание на лыжах также способствуют улучшению состояния ребенка.
Нарушения речи у детей во многих случаях являются частью какого-либо другого заболевания. Если вы заметили какие-то проблемы, обследуйте ребенка у невролога, лор-врача, психиатра, психолога.
На речь влияют такие проблемы как снижение слуха, аутизм, задержка психического развития. Важно не пропустить проблемы с развитием памяти, внимания, интеллекта.
Часто родители стараются успокоить себя, что проблемы временные, ребенок подрастет и все наладится. Упущенное время иногда дорого обходится детям и родителям. Не рисуйте здоровьем детей и при возникновении проблем вовремя обращайтесь к специалистам.
Комментарии