Как воспитывать детей, не применяя наказания

Как воспитывать детей, не применяя наказания

Родителей приводит в недоумение тот факт, что большинство из того, что они понимают под дисциплиной (наказания, запреты, отсутствие общения с ребенком и прочее), не делает детей более дисциплинированными и ответственными. По мнению самих родителей, они наказывают детей для того, чтобы те вели себя хорошо, но воспитательные меры оказываются совершенно бесполезными.

Дети всегда учатся на примерах. И самый эффективный способ научить ребенка чему-либо – самому подать пример и поступать с ним так, как бы мы хотели, чтобы он поступал с другими – с состраданием и пониманием.

Если родители в качестве наказания не общаются с ребенком и игнорируют его присутствие, этим они дают ребенку понять, что он остался совершенно один на один в борьбе со своими чувствами и эмоциями. Но именно в такие моменты ребенку как никогда нужны помощь и поддержка мамы и папы. Гораздо эффективнее поступать наоборот, сохраняя с ребенком теплый контакт и создавая безопасные условия для того, чтобы он успешно справлялся с чувствами, провоцирующими проявления плохого поведения.

Это не означает, что мы должны баловать ребенка и не устанавливать для него никаких границ. Ребенку следует говорить, что нельзя бегать по проезжей части, толкать других детей, рвать цветы на соседской клумбе, бить собаку и т. д. Но нельзя наказывать ребенка за нарушение установленных правил.

Вы спросите: «Как же ребенок поймет, что нельзя нарушать правила, если его не наказывать?». Многие родители уверены в том, что детей наказывать нужно, чтобы «это стало им уроком на будущее». Однако исследования показывают, что наказание приводит к еще более частым проявлениям плохого поведения у детей. И это неудивительно. Представьте себе ситуацию, что начальник на работе постоянно вас критикует, кричит, унижает или урезает зарплату. Захочется ли вам и дальше работать под его руководством?

Наказание разрушает связь между детьми и родителями, поэтому дети не хотят подчиняться. Они злятся и занимают оборонительную позицию. У них выделяется адреналин и другие гормоны, вызывающее состояние «бей, беги или замри» и отключающие рациональную часть мозга, ответственную за сотрудничество с другими людьми. Дети быстро забывают о своем плохом поведении, за которое их наказали, – они слишком заняты тем, чтобы защититься. Единственное, чему они учатся в таких ситуациях, – тому, что ложь поможет избежать наказания.

Наказания разрушают эмоциональный контакт с детьми. Наказывая детей, мы теряем свой авторитет в их глазах. Проще говоря, наказание учит ребенка только плохому. Напротив, если мы сохраняем связь с ребенком, устанавливая ему границы, это привносит во взаимоотношения больше любви. Ребенок при этом более склонен принять ограничения и взять на себя ответственность. Видя своих родителей спокойными, дети учатся управлять своими эмоциями и, соответственно, своим поведением.

Итак, как же мы можем «управлять» ребенком, не наказывая его? Для этого придерживайтесь следующих рекомендаций.

Управляйте своими собственными эмоциями

Дети учатся управлять эмоциями на нашем примере. Родители для них – модель для подражания. Не совершайте резких поступков, когда вы расстроены. Сделайте глубокий вдох и успокойтесь, прежде чем что-то предпринять. Не поддавайтесь импульсу наказать ребенка – это всегда дает совершенно не тот результат, на который вы рассчитываете.

Сопереживайте вашему ребенку

Когда ребенок испытывает переизбыток адреналина или других гормонов стресса, он не способен учиться. Вместо того чтобы поучать ребенка, создайте для него условия для выражения чувств. Это поможет наладить связь между вами. Если у него случится нервный срыв – не спорьте с ним. Просто проявите сострадание, чтобы ребенок почувствовал себя в безопасности и смог справиться с эмоциями, которые приводят к плохому поведению. Потом, когда ребенок почувствует себя лучше, он будет более открыт к тому, что вы ему говорите.

Поддержите ребенка, чтобы он мог научиться чему-то новому

Рассмотрим данный принцип на примере того, как родители приучают ребенка к горшку. Сначала они прилагают много усилий. Со временем ребенок берет на себя всё больше ответственности и учится всё делать самостоятельно. По такому же принципу дети учатся благодарить, планировать дела, следить за своими вещами, кормить домашнего питомца, делать уроки и многое другое. Установленный порядок важен для ребенка, поскольку он помогает ему овладеть основными необходимыми навыками. Поэтому поддерживайте ребенка, когда он осваивает новые навыки. То, что ребенок опять забыл свой пиджак в школе, может вывести вас из себя, но если вы будете кричать на него, это не поможет в отличие от поддержки.

Установите эмоциональную связь с ребенком, прежде чем учить его

Когда вы учите ребенка чему бы то ни было, установите связь с ним и поддерживайте её. Таким образом, вы мотивируете его прилагать как можно больше усилий. Помните, что дети плохо себя ведут, когда не чувствуют связи с родителями. Установите теплый визуальный контакт с ребенком, сказав: «Сейчас ты выглядишь расстроенным». Положите руку ему на плечо: «Ты боишься рассказать мне о том, что съел печенье». Присядьте, чтобы оказаться на уровне ребенка, посмотрите ему в глаза и скажите: «Ты злишься. Скажи прямо, чего ты хочешь». Возьмите ребенка на руки: «Сегодня всё идет не так, да?». Такая поддержка очень важна для ребенка любого возраста, и она поможет установить между вами теплые, доверительные отношения.

Установите границы, но при этом отнеситесь к ребенку с сочувствием

Конечно, вам нужно установить определенные правила и настаивать на том, чтобы ребенок их придерживался. Но следует понять и его точку зрения. Когда ребенок чувствует, что его понимают, ему легче придерживаться установленных рамок. По возможности скажите ребенку, как лучше поступить в той или иной ситуации: «Ты хотел, чтобы сестра вышла из комнаты, поэтому ты толкнул ее. Нельзя толкать сестру, ей больно. Лучше спокойно попроси ее выйти». «Нельзя драться! Ты зол и тебе больно, но нужно объяснить это брату словами»

«Я понимаю, что ты хотел бы еще поиграть. Тебе трудно остановиться, но пора ложиться спать». «Не играй мячом в доме – ты можешь что-то разбить. Можешь поиграть во дворе».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>