Родители часто жалуются, что игрушек у ребенка больше чем достаточно, но он их игнорирует. На самом деле малыш может быть счастлив и с самым минимальным количеством игрушек, если они подобраны правильно, соответствуют его возрасту и интересам.
Родители часто жалуются, что игрушек у ребенка больше чем достаточно, но он их игнорирует. На самом деле малыш может быть счастлив и с самым минимальным количеством игрушек, если они подобраны правильно, соответствуют его возрасту и интересам.
Как правильно выбрать для ребёнка игрушку, которая надолго заинтересует его, а не станет пылиться в углу, напоминая родителям о даром потраченных деньгах?
Игрушки нужны детям не только для развлечения, но и для развития многих психических и физиологических функций. Помните, что ребёнок — существо социальное и многому обучается по подражанию. Детям нужно показывать, как можно играть с той или иной игрушкой, не лениться играть вместе с ним, тогда игрушка может стать и развлечением, и учителем, и настоящим другом для ребенка.
Часто при выборе игрушки родители полностью ориентируются на вкус ребёнка и покупают то, на что малыш укажет пальцем. Этот метод не всегда правильный, особенно для маленьких детей, ведь им просто нравится всё новое и яркое.
Однако е если игрушка не соответствует возрасту ребёнка, то он быстро потеряет к ней интерес и потребует новую. Этот процесс может стать бесконечным. Неправильно ориентироваться и только на вкус взрослого. Часто родители подсознательно покупают такие детские игрушки, о которых сами мечтали в детстве и удивляются, почему ребёнку не нравится такая замечательная вещь…
Да и реклама одинаково «зомбирующе» действует на детей и на взрослых, заставляя покупать что-то модно-престижное, но не всегда нужное ребёнку. В общем, выбор игрушек – дело непростое, тем более что каждый ребёнок уникален и интересы у каждого свои. Однако есть общие закономерности развития детей, на которые и следует ориентироваться, выбирая ребёнку игрушку, соответствующую возрасту.
Так, главным свойством игрушек для детей первого полугодия жизни будет их сенсорная значимость (то есть зрительная, слуховая и осязательная привлекательность) – это подтвердят вам и окулисты, и психологи, и педагоги. Поэтому первые «малышовые» игрушки должны быть ярких цветов: до 4 месяцев дети лучше всего видят жёлтый цвет, потом оранжевый и красный, а к 6 месяцам различают почти все цвета радуги. Малышам нужно покупать небольшие по размерам яркие пластмассовые и резиновые игрушки с нерезким звуком или приятной мелодией (например, модуль «карусель», что вешают над кроваткой, всевозможные погремушки, куклы-пищалки).
Для детей с шести месяцев до года важно взаимодействовать с игрушкой, щупать, крутить, теребить её, извлекая звуки. Полезны будут мягкие игрушки с различными наполнителями, а ещё это лучший возраст для приобретения так называемых детских центров – игрушек с множеством звуковых и музыкальных кнопок, рычажков, фонариков и съемных деталей.
У детей от года до трёх ведущей деятельностью становится предметная. Малыши учатся собирать из частей целое (или наоборот), придавать вещам определённое положение в пространстве. Самое время приобретать пирамидки, кубики, матрёшек и другие подобные предметы. В этом возрасте очень быстро совершенствуется мелкая моторика. Будут полезны для малыша игры-вкладыши различной сложности (когда нужно в дощечку с вырезанными в ней контурами вложить соответствующие фигурки). Если он освоил более простые игрушки, то смело покупайте ему пластиковую мозаику с крупными блоками и первые «орудия труда» – лопатки, формочки для песка, карандаши.
В 1,5 – 2 года особое удовольствие дети получают, играя с водой, песком, крупой, пластилином. Многие родители не любят подобных игр из-за того, что ребёнок пачкается и приходится постоянно убирать. Однако для правильного развития детей подобные игры неоценимы! Очень привлекательны и любимы детьми так называемые развивающие игры и игрушки – всевозможные конструкторы, пазлы, шнуровки. Развивающие игрушки сделаны так, чтобы помочь ребёнку развивать различные психические функции — моторику, восприятие, внимание, память.
В три-четыре года малыши осваивают несложные ролевые игры, а значит, им обязательно понадобятся игрушечные куклы и звери. Причем, это в равной степени относится и к мальчикам, и к девочкам. Не лишними будут мячи разных размеров, кольца, которые надо набрасывать на штырек и несложные конструкторы.
Возраст 4 — 5 лет идеален для самых разнообразных конструкторов и мозаик. Они прекрасно развивают логическое мышление и фантазию ребёнка. У детей этого возраста появляется сюжетная игра, поэтому желательно, чтобы у него были различные куклы и фигурки людей и животных, чтобы играть в зоопарк, школу, город и т.д. При этом не обязательно покупать дорогие наборы для сюжетных игр, можно сделать их своими руками из подручных материалов.
После 6 лет детей интересует сходство игрушки и оригинала, поэтому игрушки (впрочем, как и игры) становятся реалистичными. Мальчикам этого возраста нравятся радиоуправляемые модели автомобилей, сложные мелкие конструкторы, особенно с использованием батареек и электричества. А девочки стремятся точно моделировать взаимоотношения взрослых с помощью кукол и аксессуаров к ним. В этом возрасте детям интересны большинство настольных игр и игрушек — головоломок.
Психологи утверждают, что неправильно выбранная игрушка может нанести психике ребенка непоправимый вред. Поэтому приведём несколько предостережений и полезных советов по выбору детских игрушек.
Мы любим покупать и дарить новорожденным огромные мягкие игрушки. Оказывается, не стоит так делать. Игрушки для младенцев должны быть не больше его головы. Глаза малыша будут страдать, если предметы, которые постоянно попадают в поле его зрения, слишком велики. Да и детям постарше трудно играть с очень большой и тяжёлой игрушкой. Невостребованная ребёнком, такая игрушка грозит стать просто громоздким предметом мебели в его комнате.
Бывает, что детская игрушка выглядит так, что определить кто это – не может даже взрослый (в основном этим «грешат» игрушки китайского производства). И если дети постарше могут потренировать на них свою фантазию, придумывая название неизвестному в природе виду животных, то малышам лучше не покупать подобных «мутантов». Сюда же относятся оригинально окрашенные игрушки (например, оранжевые пушистые лягушки или пятнистые слоны). Пусть ребенок сначала получит достаточное представление об окружающем его мире, иначе у малыша разрушается стереотип нормального восприятия действительности.
Вредными считают психологи и те игрушки, которые окрашены в черный и ярко-красный цвета. Они отрицательно воздействуют на психику ребенка, особенно на психику маленьких и наиболее чувствительных детей.
Не торопитесь покупать ребенку прочно скрепляющиеся конструкторы, пока он не освоил строительство из обычных кубиков. Игры с кубиками требуют ловкости и прекрасно развитых моторных навыков. А если ребёнок не научится этому, привыкнув к жестким скреплениям деталей в конструкторе, то он не приобретёт важные навыки удержания равновесия и весового соотношения частей.
Взрослые не слишком любят, когда дети играют шумовыми музыкальными инструментами (барабанами, дудками, бубнами), однако подобные игрушки помогают ребёнку сбрасывать отрицательные эмоции (злость, обиду, страх). В этом помогают детям и военные игрушки (автоматы, пистолеты, фигурки военных и.т.п.), и даже жуткого вида фантастические чудовища или животные, которых ребёнок ассоциирует с агрессивным поведением: крокодилы, драконы, волки.
Не увлекайтесь каким-либо одним видом игрушек. Помните, что даже самые лучшие развивающие игрушки-пособия не должны полностью замещать собою обычные игрушки для сюжетных игр. Для гармоничного развития детям нужно и то, и другое! У ребёнка могут и даже должны быть любимые игрушки, но если, например, мальчик играет исключительно военными игрушками, то вместо эмоциональной разгрузки он может получить обратный результат – излишнюю агрессивность.
В магазинах сейчас очень много игрушек, «застывших» в определённых позах. Такие игрушки имеют свой собственный сценарий и ограничивают возможности игры, поэтому постарайтесь выбирать для детей более универсальные игрушки с движущимися конечностями. Однако избегайте игрушек с излишними анатомическими подробностями тела в конструкции (например, кукол с наличием половых органов) – это детям ни к чему. И вовсе не потому, что это сомнительно с точки зрения сексуального воспитания (у грамотно воспитанных детей в этом вопросе такая игрушка не вызовет шока), а потому, что опять-таки ограничивает возможности игры. Ведь «бесполый» пупс в детской игре сегодня может быть «сыном», а завтра «дочкой».
Слишком большие наборы для сюжетных игр (например, кукла с домиком, подружками, гардеробом, и прочим) может привести к тому, что девочке вовсе не останется места для фантазии и творчества в игре. Конечно, многое зависит от самого ребёнка. Поэтому присмотритесь, увлечена ли девочка игрой, или, почти не играя, просит всё новые и новые аксессуары, больше увлекаясь их приобретением, чем возможностью новых игр.
Комментарии