Споров по поводу того, когда же начинать учить ребенка читать, примерно столько же, сколько способов это сделать. Не претендуя на объективность в оценках методов обучения, хочу высказать свое отношение как «пользователя» (использовала для своих детей) к самым популярным из них.
Схематично процесс овладения чтением можно обрисовать так: в один прекрасный день ваш ребенок начнет выделять, ассоциировать нечто написанное (букву, целое слово, слог, склад) в понятный ему образ, который потом и становится прочитанным словом.
И вот уже слышу возмущенные голоса методистов! Да, мои рассуждения методически и терминологически несовершенны, согласна. Но, во-первых, на самом деле процесс обучения чтению не так прост, как кажется. Во-вторых, покажите мне хоть одну популярную книжку по данной проблеме, доступную пониманию любой мамы, — где она? У меня имеется не менее десятка, одна противоречивее другой…
В итоге и получается: родители либо изобретают велосипед, что не всегда продуктивно, но весело, либо пристраивают чадо в какую-нибудь группу «по обучению чтению». Итак, попробую классифицировать известные методы обучения, использующиеся в таких группах.
Метод сложения букв
Этот метод стоит здесь особняком — по нему-то как раз уже давно никто не учит читать, кроме самих родителей! Выучив с ребенком по настенному алфавиту буквы, мама или папа предлагают ему складывать слова путем прибавления буквы к букве. Но ведь буква в алфавите и обозначаемый ею звук читаются по-разному, тем более в разных словах! Вот, например, М — это эМ или Мэ или короткий М? Поэтому с самого начала малыш сталкивается с непреодолимыми трудностями: даже слово мама он читает как мэ-а-мэ-а или как эМ-А-эМ-А! Что уж говорить о более трудных словах…
Получается, что нужно выкинуть разрезные азбуки, кубики с буквами, алфавиты-плакаты? Нет, необходимость в революционных мерах отсутствует. Наметив дальнейшие действия по обучению чтению, с ними и согласуйте свое отношение к плакатам-алфавитам. Но только не учите складывать букву с буквой!
Звуко-буквенный способ чтения и письма (или звуковой аналитико-синтетический метод)
Именно он принят в традиционных общеобразовательных школах, так как наиболее соответствует фонемному (звуковому) строю русского языка и максимально развивает речевые возможности ребенка. В группах по подготовке к школе в большинстве случаев используется именно он, возможно, дополняясь чем-то еще.
Предварительный этап составляют всевозможные речевые игры на звукоподражание, поиск звуковой характеристики буквы и т.д. Помните, что буква — это графическое изображение звука, который может быть гласным, мягким и твердым согласным, звонким и глухим согласным, сонорным и т.д. Когда ребенок с этим разберется в общих чертах, переходите к чтению по слогам.
В базовой школьной методике слог — это слияние согласного и следующего за ним гласного звука: в русском языке нельзя понять смысл слова, пока не ясно, какой гласный стоит после согласного (мал или мял, нос или нёс). Для слогового чтения на звуко-буквенной основе часто используются специальные таблицы слогов:
нА-нЯ, бА-бЯ
ЗА-мок / ЗА-бор / ЗА-кат
При работе с ними (а также в речевых играх) обращайте внимание ребенка вот на что: в случае нЁс и нОс различаются не только гласные звуки (это видно графически), а прежде всего согласные [н] и [н’].
Минусы: непродвинутым по части лингвистики родителям полностью освоить этот метод тяжеловато. Но если справитесь — делать в двух первых классах начальной школы вашему ребенку будет нечего.
Слоговое чтение
Множество популярных книжек по обучению дошкольников чтению основано на этом методе: сначала нужно научить ребенка читать открытый слог — слияние согласного и гласного звуков (например, ра, ку, ны). Затем постепенно переходить к «слогам с прибавлением». Прибавляем либо согласную, тогда получается закрытый слог (но-с, ро-т); либо стечение согласных (шко-ла, сли-ва), либо еще один слог (ры-ба).
Минусы: не все слова в нашем языке состоят из открытых, легкочитаемых слогов (но-га, мо-ло-ко, кино), поэтому у ребенка могут быть трудности с чтением и написанием более сложных слов, если он не будет владеть звуковым анализом.
Азбука Льва Толстого
В 1994 году Проблемная лаборатория «Школа Л.Н. Толстого» (г. Тула) выпустила «Азбуку Льва Толстого» в современной русской орфографии.
По Толстому, сначала необходимо научить ребенка отличать буквы друг от друга (называйте букву коротко — М, а не Мэ), второй этап — слоговое чтение. Более ста лет назад великий писатель расположил слоги в таблицу: БА-ВА-ГА-ДА-ЗА-КА-ЛА-МА-НА и т.д. на горизонтальной оси, а также БА-БО-БУ-БИ-БЫ и т.д. — на вертикальной. Это и легло в основу «слухового метода», заключавшегося в складывании и раскладывании слогов.
Далее «Азбука» составлена таким образом, что позволяет перейти к интенсивному чтению и параллельно научиться читать слова разного буквенно-звукового состава. Тут вы найдете и столбики слов разной степени трудности, и короткие предложения, и небольшие рассказы.
Минусы: «темп» и литературное содержание «Азбуки», на мой непрофессиональный взгляд, не подходит малышам младше 3-4 лет. Но содержательность каждого текста, даже самых первых предложений из 2-3 слов, просто непревзойденная!
Кубики Зайцева
Двадцать пять лет назад питерский ученый Николай Александрович Зайцев начал учить читать детей по складам, написанным на картонных кубиках.
Кубики делятся на «деревянно-золотые», «железно-золотые» и т.д. в зависимости от изображенных сочетаний букв и наполнения кубиков. В «звонкие» кубики нужно положить монетки, в «глухие» — деревянные калабашечки. В инструкции по сборке кубиков все подробнейшим образом описано, при этом в комплект входят только выкройки кубиков, безо всякого наполнения — так что без личного участия родителей не обойтись.
Склад — это единица письма и чтения, всего в русском языке их 236. Складом может быть либо одна гласная (е-да -два склада, Е+ДА), либо одна согласная (со-н — два склада (СО+Н), либо сочетание одной гласной и одной согласной буквы: ру-ка (РУ+КА — два склада). Склад не равен слогу: например слово «слон» состоит из одного слога, но из трех складов — С, ЛО, Н.
Знакомство с буквами, пусть вас это не удивляет, происходит только после того, как ребенок научился читать по кубикам. Действительно, знать названия букв (и звуков, которые они обозначают) малышу не нужно. Алфавит пригодится только в школе либо при работе со словарем.
Принцип занятий: в течение дня много раз нужно обращать внимание ребенка в игровой форме на кубики и составленные определенным образом плакаты со складами. Помимо многого другого эта методика хороша тем, что «работает» на будущую грамотность ученика: ребенок с малых лет просто наизусть запоминает некоторые правила русского языка (ЖИ-ШИ, например, пишется только с буквой И).
Минусы:
комплект кубиков Зайцева (плюс видеокассета) стоит недешево;
возможны проблемы с поиском наполнителей кубиков;
методика требует много сил и времени родителей, при этом наибольшая эффективность занятий достигается при — работе с группой детей.
Метод целых слов (глобальное чтение)
На сегодняшний день самым известным популяризатором этой методики является Глен Доман, автор мирового родительского бестселлера «Дошкольное обучение ребенка: как дать ребенку энциклопедические знания; как обучить ребенка математике; как научить ребенка читать». (По мнению русских лингвистов, высказанному еще в 30-х годах XX века, для изучения русского языка, в отличие от английского, этот метод не совсем подходит: встретив новое слово, его нельзя прочесть — его надо запомнить.)
Буквально с рождения несколько раз в день вы показываете ребенку слова, написанные на картонных карточках крупными (высота 7 см) красными буквами. Работа с карточками происходит в определенном порядке: отдельные слова (существительные, обозначающие части тела и лица, потом прилагательные — основные цвета, и т.д.), затем словосочетания, потом простые предложения, распространенные предложения и, наконец, книги. Предполагается, что ребенок запоминает целиком слово и в определенный момент количество переходит в качество — он может читать не только знакомые по карточкам слова, но все остальные. Названия букв, алфавит и прочие «конкретности» языка ребенок узнает уже после того, как научился читать.
Минусы: учителя начальной школы предупреждают о неизбежных проблемах с грамотностью (особенно при звуковом анализе слов и фонетическом разборе). Это связано с тем, что метод не предполагает развития у ребенка фонематического слуха.
Методика требует колоссальных затрат времени, энергии, фантазии — просто непонятно, откуда их взять! Французская писательница Сессиль Лупан в книге «Поверь в свое дитя» предлагает «модификацию» идей сверхраннего обучения детей: прослушав курс лекций в Институте развития человеческого потенциала (США, Филадельфия), поверив в методы Глена Домана, она тем не менее посчитала невозможным строго следовать его принципам обучения. «Я забыла, как выглядят мой муж и старшая дочка, — кроме карточек, географических карт и специальных кубиков, увеличивающихся с каждым днем в геометрической прогрессии, я не видела ничего».
Наследие Марии Монтессори
Коротко рассказать о методе научной педагогики великой итальянки невозможно, прежде всего потому, что обучение чтению и письму вплетено во многие способы работы с дидактическим материалом.
Если вашего ребенка зазывают в «группы с основами Монтессори-педагогики», будьте внимательны: даже в Москве по пальцам можно пересчитать детские сады, имеющие необходимые дидактические материалы, организующие жизнь «по Монтессори», — также как и сертифицированных педагогов. Отличительной особенностью обучения чтению являются ежедневные речевые игры и упражнения, работа по расширению словарного запаса и т.д. Ребята сначала учатся «писать», ощупывая «письменные» (не печатные!) шершавые буквы и работая с подвижным алфавитом букв, написанных от руки, а только потом — читать. Либо этот процесс идет одновременно.
Самый лучший метод
Ну, что, испугались? А вы думали — да что там, так легко научить ребенка читать… Ну что ж, можно ждать детского сада и даже школы, где все будет методически верно. С другой стороны, пропадает столько бесценного времени именно в первые пять лет… Но в поисках самого лучшего метода (скорее всего, благодаря смешению различных методик вы сами создадите новый, вполне симпатичный метод-гибрид), во-первых, не забывайте о здоровье малыша. Во-вторых, даже на начальном этапе обучения чтению «зрите в корень»: чтение невозможно само по себе, оно неразрывно связано с дальнейшим освоением родного языка.
За книжную обложку шагни, как за порог
Однажды я была на встрече «родительской общественности» с Леной Алексеевной, женой и соавтором большинства книг Бориса Павловича Никитина. Никитины — это семеро взрослых детей, множество внуков и внучек, дом в Балашихе, это «раннее развитие», «развивающие игры», это закаливание и гимнастика с рождения, это множество споров, забот, открытий…
Пожилая, немного уставшая женщина отвечала на вопросы молодых мам. Практически каждый ответ Лены Алексеевны мог бы стать отдельной главой (книги, статьи ли, не важно) — так тонко подметить и облечь в нужную словесную форму нюансы обсуждаемой проблемы может только по-настоящему мудрый человек.
Вот что было сказано про раннее чтение, вернее, про ту страсть к чтению, которая может возникнуть, если малыш рано научился читать.
У много читающих детей быстро развиваются близорукость и гиподинамия. А ведь именно в раннем возрасте малыш должен много двигаться, а не сидеть часами за книжкой.
Книга «застит свет»: любое литературное произведение — это опыт другого человека, изложенный в художественной форме. Собственная интуиция, чуткость, понимание чужих проблем у «книжных» мальчиков и девочек развиваются не всегда. Лена Алексеевна цитировала академика Вернадского. В зрелом возрасте великий ученый весьма сожалел, что в детстве из-за пристрастия к книгам потерял возможность наблюдать. Живое наблюдение жизни — вот что важно для ребенка: наблюдать, ошибаться, делать выводы, узнавать, разочаровываться, восхищаться, наконец!
Любая книга — это готовое знание. За книгой хорошо прятаться от настоящих жизненных проблем — они вне поля зрения и действия героев романов и новелл, независимо от литературного стиля и времени написания. Не думайте, что только Интернет и компьютерные игры уводят подростков за собой далеко и надолго, не докричишься…
Возможно, я не со всем вышеизложенным полностью согласна, но тенденции отмечены верно. (Извините, Лена Алексеевна, что беру на себя смелость комментировать ваши позиции.)
Процесс обучения чтению не заканчивается, когда ребенок может самостоятельно прочитать несколько страниц. Впереди вас, родителей, ждет долговременная кропотливая работа: важно научить любить и ценить книгу. Только в этом случае малыш станет Читателем.
Комментарии